[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** Объяснив, что снисхождение весьма полезно, что оно составляет верх совершенства, и что сам он, достигнувший совершенства больше всех, вернее же и превзошедший тем, что не брал (содержания от учеников), также снисходя больше всех, показав нам и время, когда нужно то и другое, совершенство и снисхождение, (апостол) далее с большей силой укоряет (коринфян), внушая, что поступок их, кажущийся следствием совершенства, есть напрасный труд. Он не говорит этого ясно, чтобы они не ожесточились, но выражает своими суждениями. Сказав прежде, что они грешат против Христа, погубляют братий и сами не получают никакой пользы от совершенного знания, если оно не соединено с любовью, теперь он опять обращается к общеизвестному примеру и говорит: **«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?»** Говорит это не в том смысле, будто из всех может спастись только один, – да не будет, – но что мы должны прилагать великое тщание. Как там из многих, выходящих на поприще, увенчиваются не многие, а только один достигает этого, и потому не достаточно выйти лишь на подвиг, намастить себя и бороться, так и здесь не достаточно лишь уверовать и подвизаться как-нибудь, но если мы не будем подвизаться так, чтобы показать себя безукоризненными до конца и достигнуть награды, то не получим никакой пользы. Хотя бы ты, говорит, считал себя совершенным по знанию, однако ты еще не достиг всего; на это он намекает словами: **«так бегите, чтобы получить»**, из которых следует, что они еще не достигли. Затем научает и способу достижения. //**Гомилия 23 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** Насколько возрастает по твоей воле [сила] состязания за благочестие, настолько возрастает также величие души, благодаря состязаниям и трудам, к которым призывает наш Господь в этих словах. //**О христианском образе жизни.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 24-25 **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного** Не сказал это он в том смысле будто бы один приемлет победную пальму спасения, но в том смысле, что лишь проявляющие большую старательность принимают награду, будь то один человек, или – много. Потому что сия победная награда высшего призвания – неистощима и довлеет для всех неуменьшаемо уделяемая. Посему снова он же, говоря всем, присовокупляет: **«Тако тецыте, да постигнете»**. Но и показывая способ бега, говорит: **«Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится»**: отнюдь не предаваясь когда какому-либо из запрещенных удовольствий. **//Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не весте ли, яко текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет почесть? Тако тецыте, да постигнете** На позорище,– у самих коринфян состязания были в разных видах: боролись, бились на кулачки, бросали камни, прыгали чрез рвы и столбы,– и в числе их, бегали наперегонки, и на ногах, и на лошадях. Для последних назначалась известная мета, и кто первый добежит, получал награду положенную, а бежали все, которые вызывались на это состязание.– Апостол и указывает коринфянам: видите, как у вас на позорище,– все бегут, которые взялись бежать, а честь получает только один.– Отчего? – Оттого, что лучше других приготовился, что все бросил, что могло делать помеху в беге, что не жалел сил и напряжения, когда бежал. Делайте же, говорит, и вы так: **тако тецыте, да постигнете**. Какие этот один употреблял приемы и усилия, такие же употребляйте и все вы. Отстраните все мешающее бегу, и не жалейте сил. А мешающее вашему бегу знаете что? – То, что губит брата и делает вас виновными пред Христом. Итак, воздержитесь. Святой Златоуст говорит: «Что один приемлет честь, говорится не в том смысле, будто и из нас всех может спастись только один,– да не будет,– но что мы должны прилагать великое тщание. Ибо как там из многих, выходящих на поприще, увенчиваются не все, а только один достигает этого, и потому не довольно только выйти на подвиг, намастить себя и бороться, так и здесь не довольно только уверовать и подвизаться как-нибудь. Нет; если мы не будем подвизаться так, чтобы показать себя безукоризненными до конца и достигнуть награды, то не получим никакой пользы. Хотя бы ты, говорит, считал себя совершенным по знанию, однако ты еще не достиг всего; на это им намекает словами: **тако тецыте, да постигнете**, из которых следует, что они еще не достигли». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Дионисий Ареопагит ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** Боговидный иерарх начинает священное помазание, а подчиненные ему иереи совершают священнодействие помазания, образно призывая посвящаемого к священным подвигам. Сообразно с ними посвящаемый, покорившись подвигоположнику Христу (поскольку, как Бог - Христос есть Творец подвигоположения, как премудрый, Он положил его законы, а как Прекрасный, уготовал победителям благоприличные награды и, что еще божественнее, как благой, Сам стал в ряду подвижников вместе с ними, приняв священный подвиг за их свободу и победу против державы смерти и тления), с радостью взойдет к этим подвигам как к божественным и пребудет тверд в законоположениях премудрого. Сообразно с ними он будет неуклонно подвизаться, имея твердую надежду на прекрасные награды, покоряясь благому Господу и Началовождю подвигоположения. Взойдя же по божественным следам Первого по благости из подвижников и одолев богоподобными подвигами препятствующие ему в обожении действия и существа, он через крещение умирает со Христом (иначе говоря, таинственно) для греха. //**О церковной иерархии.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что подвиг - в нашей власти и что многие устремляются к тленным подвигам, но не все получают венец, но только те, кто много потрудился и доблестно подвизался. //**2-е послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** **Не знаете ли, что на ристалище**, то есть Олимпийском, **бегущие, хотя** многие **бегут, но один** остается после другого, пока одному только не достанется **награда**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** Не от желающего и не от бегущего, а от являющего милость Бога зависит, чтобы мы обретали то, что желаем, и достигали того, куда стремимся. Исав не желал и не бежал - пожелай он и побеги, он снискал бы помощь Бога, Который, будучи призываем, дал бы ему силу и желать, и бежать. //**О различных вопросах.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду** Доказав, что нужно снисходить братьям, ведет к ним речь уже более строгую. Слова его имеют такой смысл. Не думайте, что для спасения вашего достаточно уже того, что вы уверовали и вступили на поприще Церкви. Нет, этого мало; подобно как и для бегущих на ристалище мало - просто бежать, но нужно еще бежать безукоризненно, и притом до самой цели. И кто так бежал, тот только и получит награду. А вы в опасности не получить ее; потому что, зная более, чем другие, пренебрегаете братьями и вкушаете идоложертвенное. **Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего** Вы, говорит, должны бежать так, чтобы получить. А этого не бывает без любви, которой вы не имеете. Хотя вы и почитаете себя совершенными, но несправедливо; ибо вы еще не достигли сего. Намекая же на то, что у них много было недостатков, ибо между ними водились чревоугодие, блуд и пьянство, говорит: **все подвижники воздерживаются от всего**, не от того или от другого, но от всего воздерживаются. Итак, признайтесь, что вы еще далеко не совершенны, и узнайте, что получение награды обусловливается воздержанием. **Те для получения венца тленного, а мы - нетленного** Это уже обличение. Они воздерживаются для получения тленного венца: а мы не делаем этого и для венца нетленного? //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Тертуллиан ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** Попечитель ваш Иисус Христос, помазавший вас Духом Своим, привел вас на эту арену и задолго до дня состязаний определил вам сменить расслабленный образ жизни на суровую подготовку, чтобы силы ваши окрепли. Ведь даже атлеты уединяются в более жесткие условия, чтобы сосредоточиться на физической подготовке. Они воздерживаются от чрезмерной роскоши, соблазнительной пищи, приятных напитков. Их подгоняют, подвергают мучительным нагрузкам, выматывают. Но чем напряженнее они работают, тем больше их надежда на победу. //**К мученикам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить** Чтобы ближе представить пониманию читателей эту, постоянно преследующую его мысль о будущей награде, Апостол сравнивает свое положение с положением лиц, участвовавших в так называемых истмийских играх. Эти игры происходили в Коринфе через каждые два года, и, подобно древнегреческим играм (олимпийским, немейским) состояли из пяти упражнений: прыганье, метанье диска, беге наперегонки, кулачной и простой борьбе. Вся Греция с живейшим участием относилась к этим играм, и победитель был приветствуем всеобщим восторгом. Во время своего двухлетнего пребывания в Коринфе на этих играх мог присутствовать и Ап. Павел. Он вспоминает только о беге в перегонки и кулачной борьбе. - //Бегут все, но один получает награду//, т. е. много есть охотников получить на ристалище награду, многие бегут к цели, но только один кто-нибудь, особенно сильный в вере, получает награду. - //Так бегите//, т. е. подобно этому сильнейшему бегуну, собравши все свои силы, и только в таком случае вы получите (многие, конечно, а не один) небесную награду от Праведного Судии. Бег Коринфян должен состоять, конечно, в упражнениях духовных и, преимущественно, в самоотречении. См. также Толкование на [[new:1kor:09:23#lopuxin_ap|1 Кор. 9:23]] [<10>]