[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 10:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и все ели одну и ту же духовную пищу** См. Толкование на [[new:1kor:10:01#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 10:1]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и все ели одну и ту же духовную пищу** Божественный апостол этими словами дает понять, что человеческое естество не единообразно, но поскольку в нас сочетается разумная способность с чувственной, то для каждой из созерцаемых в нас сторон есть особенная пища: чувственной едой поддерживается тело, а духовная пища дает нам душевное здоровье. //**О христианском образе жизни.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и все ели одну и ту же духовную пищу** То, что мы едим и что мы пьем, Святой Дух называет тебе в одном месте, говоря: //Вкусите, и увидите; как благ Господь! Блажен человек, который уповает па Него// [[old:ps:033:09|(Пс. 33:9)]]. В этом таинстве - Христос, потому что Плоть - Его. Потому и пища эта не телесная, а духовная. ...Все евшие тот хлеб умерли в пустыне, пища же, которую вы получаете, //хлеб живый, сшедший с небес// [[new:in:06:51|(Ин. 6:51)]], дает силу вечной жизни, и всякий //ядущий его не умрет// [[new:in:06:50|(Ин. 6:50)]], потому что хлеб сей - Плоть Христова... Та манна небесная была подвержена порче, если оставить ее на другой день, - этот хлеб не знает никакой порчи. Кто бы ни вкусил его со всей преданностью, не узнает тления. Для них из скалы побежала вода - для тебя течет Кровь Христова; их жажду она утоляла на час - Кровь Христа утоляет твою жажду навек. //**О таинствах.**// ===== Свят. Григорий Палама ===== **и все ели одну и ту же духовную пищу** См. Толкование на [[new:1kor:10:01#svt_grigorij_palama|1 Кор 10:1]] ===== Свят. Феофан Затворник ===== Ст. 3-4 **И вси тожде брашно духовное ядоша; и вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос** **Брашно духовное** – манна, чудесно посылаемая; **пиво духовное** – вода из камня, чудесно источенная. То и другое названо духовным потому, что не естественным путем было доставляемо, а чудодейственною Божиею силою, как в послании к Галатам Исаак назван духовным сыном Авраама, а Измаил плотским, по той причине, что тот родился при особом действии силы Божией, а сей естественно ([[new:gal:04:29|Гал. 4, 29]]). Манна прообразовала тело Господа, а вода из камня кровь Господа, из ребра Коего источилась кровь и вода (Феодорит). «Выше он указал на прообраз крещения, а здесь на прообраз священной трапезы. Как ты вкушаешь Тело Господне, так израильтяне вкушали манну; как ты пьешь Кровь Его, так они пили воду из камня. Хотя это было чувственное, однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати (то есть силою Божиею). О пище (манне) он ничего не прибавил (в объяснение), потому что она (очевидно) была отлична от обыкновенной не только по способу получения, но и по существу своему; а о питии, в котором только способ получения был чудесен и требовал объяснения, после слов: **тожде пиво духовное пиша**, он присовокупил: **пияху бо от духовнаго последующаго камене**,– и еще: **камень же бе Христос**. Не камень по естеству своему источал воду, иначе он источал бы ее и прежде,– но все это делал некоторый другой, духовный камень, то есть Христос, Который постоянно сопутствовал им и творил все чудеса; посему и говорит: **последующаго**. Видишь ли мудрость Павла, как он объясняет, что Христос есть податель того и другого, и, таким образом, сближает прообраз с истиною? Он подавал, говорит, израильтянам те дары, Он же предлагает и эту трапезу; Он провел их через море, Он же проводит и тебя через воду крещения; им Он доставил манну и воду, а тебе предлагает Тело и Кровь. Таковы Дары Его» (святой Златоуст). Хотя и не совсем ясно поймем мы, черта в черту, прообраз и истину, нужды нет. Общая мысль видна, что израильтяне получили от Бога дары, которым в высшем значении соответствуют Дары, христианам поданные. Для цели Апостола этого достаточно. «Для чего он говорит это? Дабы показать, что, как израильтянам не послужили в пользу столь великие дары, так и коринфянам не послужат в пользу крещение и участие в духовных таинствах, если жизнь их не будет соответствовать такой благодати; для того он и указывает на прообразы крещения и таинств» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и все ели одну и ту же духовную пищу** **И** манну - **пищу духовную ели** [[old:ish:16:15|(Исх. 16:15)]]. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие** Как мы, по получении крещения, вкушаем Тело Владыки, так израильтяне, по переходе чрез море, вкушали манну ([[old:ish:16:04|Исх. 16:4]], [[old:ish:16:15|15]]); и как мы пьем Кровь Владыки, так они пили воду из твердого камня ([[old:ish:17:06|Исх. 17:6]]). Называет манну и воду **духовными** потому, что они хотя были чувственные, но происходили не по закону природы, а по благости Духа, и питали с телом и души, и приводили к вере. **Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос** Что касается пищи, то не требовалось никакого подтверждения; ибо необычайность ее сама собой очевидна. Но относительно питья нужно было подтверждение, потому что необычаен был только способ изведения оного. Поэтому и говорит: не природа камня дала воду (иначе он источал бы ее и прежде), но совершил все иной камень, именно Христос. Словом **последующего** выразил ту мысль, что Христос всюду был присущ им и все чудеса совершал. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос** Евреи, можно сказать, не только приняли крещение, но и удостоились св. причащения. Как святая Евхаристия служит к укреплению в человеке духовной жизни, которая началась в нем с момента принятия крещения, так и евреи, по освобождении из египетского рабства, стали получать благодатные дары, необходимые для их сохранения. Именно они вкушали //духовную пищу//, т. е. манну и пили //духовное питие,// т. е. воду, которую им дважды источил из камня Моисей ([[old:is:17:01|Ис XVII:1-7]] и [[old:chis:20:02|Чис XX:2-13)]]. То и другое называется духовным по необычайности, чудесности своего происхождения (манна - с неба, вода - из камня). - Все. Да, все евреи вкушали эти, чудесные дары Божии, а спаслись и дожили до вступления в обетованную землю только двое - Иисус Навин и Халев. - //Пили из духовного последующего камня//... Чудесный характер вытекшей из камня воды объясняется тем, что самый камень имел духовную природу. Здесь слово //духовный//, очевидно, указывает на //существо// камня. Камень, по природе, по существу своему, был такой, что мог творить такие чудесные действия, т. е. он был божественной природы, ибо творчество свойственно только Богу. Ясно, что Ап. здесь имеет в виду не каменную скалу, в которую Моисей, по повелению Божию, два раза ударил жезлом [[old:ish:17:06|(Исх XVII:6]] и [[old:chis:20:11|Чис XX:11]]), а невидимую, духовную скалу, которая невидимо следовала (//последующего//) с евреями по пустыне Аравийской и была истинным источником воды. Это, как замечает сам Ап. тут же, //был Христос.// Почему Ап. назвал Христа камнем или скалою? Собственно говоря, так неоднократно назван у Моисея Сам Иегова [[old:vtor:32:04|(Втор XXXII:4]], [[old:vtor:32:15|15, 18;]] ср. [[old:is:17:10|Ис XVII:10,]] [[old:is:26:04|XXVI:4]]). Но Ап. представлял себе и Христа предсуществовавшим от вечности [[new:1kor:08:06|(1Кор.VIII:6)]] Творцом мира - тем Ангелом Иеговы, который являлся неоднократно патриархам народа еврейского и вел евреев по пустыне (ср. [[old:is:63:09|Ис LXIII:9]]). Источение воды из камня было только часть тех чудес, какие творил в пустыне Христос, невидимо шедший с народом еврейским. - Таким образом, внутреннее сродство Ветхого и Нового Завета основывается на том, что там и здесь один Глава - Христос. А следствие, какое из этого выводится, таково: Христос жил среди ветхозаветных Израильтян - и все-таки они погибли! Могут ли христиане после этого быть уверены, что и их не постигает такая же судьба, если они будут подражать евреям в неверии?! См. также Толкование на [[new:1kor:10:01#lopuxin_ap|1 Кор. 10:1]] [<10>]