[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 10:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне** См. Толкование на [[new:1kor:10:01#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 10:1]] ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 5-6 **Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы** Этим ясно говоря, что как тем, имевшим склонность к дурным вожделениям, ничем не помогли предоставленные образы Таинств, и они не избежали оставления их Богом, почему и погибнув вне, не спаслись в обетованную землю, – так и нас, если мы предпочитаем жизнь во грехах, ни божественное крещение, ни последующие за ним божественные Таинства не избавят от вечного осуждения; но, как те лишились обетованной земли, так и мы, живя без покаяния и не покоряясь Божиим заповедям, лишимся небесного наследия. Посему Апостол опять говоря нам, присовокупляет: не будем сопротивляться, братия, и да не ожесточим сердец наших, как это было с теми в день искушения в пустыне. – Ибо так (дословно) говорит Апостол: //«Коих же негодова? – не согрешивших ли? ихже кости падоша в пустыни. Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? и видим, яко не возмогоша внити»// [[new:evr:03:17|(Евр.3:17–19)]]. **//Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но не во множайших их благоволи Бог: поражени бо быша в пустыни** **Не во множайших**: не ко многим-то благоволил Бог.– Ибо, кроме Халева и Иисуса Навина, все вошедшие в перечисление были истреблены» (Феодорит). Или: не посмотрел Бог, что их много, всех истребил, кого огнем, кого змиями, кого болезнями, все легли в пустыне, кроме двух. «Они составляли великое множество, но многочисленность нисколько не помогла им. Все благодеяния были знаком любви Божией, но и это не помогло им потому что они сами не явили дел любви. Смотрите, сколько благодеяний Бог оказал израильтянам: освободил их из Египта и тамошнего рабства, провел чрез море, с неба сниспослал манну, из земли источил новые и чудные источники вод, постоянно сопутствовал им, творя чудеса и везде ограждая их; и однако, когда они оказались недостойными таких даров, не пощадил их, но погубил всех. **Поражени бо быша в пустыни**,– говорит Апостол, выражая и то, что они внезапно были поражаемы, и то, что поражавшие их наказания были ниспосылаемы Богом. И притом не в земле обетованной Он ниспослал на них все это, но вне и весьма далеко от нее, наказав их сугубою казнию: тем, что не допустил видеть земли обетованной, и тем, что наказал строго. Но как, скажешь, это относится к нам? – К тебе именно и относится. Посему Апостол и продолжает» (святой Златоуст): //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-6 **Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы** Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти прообразовательные события, они (Иудеи) //поражены// были, очевидно, смертью, //в// самой //пустыне// [[old:chis:14:29|(Числ. 14:29;]] [[old:chis:26:64|26:64-65)]]. Но (сделано это Богом) для того, чтобы, чрез самое это поражение их, они послужили бы нам образом и примером: //чтобы не быть нам похотниками зла, как и они// [[old:chis:11:04|(Числ. 11:4;]] [[old:ish:32:06|Исх. 32:6)]]. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне** Хотя Бог явил им много знаков в любви и удостоил их весьма многих благ, однако в большинстве их он не нашел угодного Себе, **не благоволил**. Ибо отвергнуты были не все, но многие. Словом **не о многих** выражает ту мысль, что множественность их нисколько не послужила им на пользу, когда они со своей стороны не явили дел любви к своему Благодетелю. Словом **поражены были** указывает на внезапную погибель их и на казни, ниспосланные от Бога. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне** Апостол хочет показать нам, что не получение дара Божия спасает того, кто его получил, но наряду с получением этого дара необходимо оставаться его достойным. Ибо даже сыны Израилевы, сподобившиеся стольких благодеяний, оказались недостойными благодеяния Божия и не спаслись. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне** Ср. [[old:chis:14:29|Чис XIV:29]]. См. также Толкование на [[new:1kor:10:01#lopuxin_ap|1 Кор. 10:1]] [<10>]