[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 10:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя** **«Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей»** [[new:1kor:10:09|(1Кор.10:9)]]. Здесь он указывает еще на одно преступление, о котором беседует и при конце послания, обвиняя их (коринфян) в том, что они разногласили касательно знамений, роптали на искушения и говорили: когда будут блага, когда награды? Чтобы исправить их и устрашить, он продолжает: **«не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя»** [[new:1kor:10:10|(1Кор.10:10)]]. Нужно не только страдать за Христа, но и переносить все случающееся мужественно и с полным удовольствием; это всему венец; а если этого не будет, то наказание постигнет ропщущих. Апостолы радовались, когда их бичевали; Павел хвалился страданиями. //**Гомилия 23 на 1-е послание к Коринфянам.**// ---- См. Толкование на [[new:1kor:10:07#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 10:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ни да искушаим Христа, якоже нецыи от них искусиша, и от змий погибоша** Обстоятельство поражения израильтян змеями определяет случай, на который указывает Апостол. От горы Ор направились израильтяне к Чермному морю в обход земли Едомской и, возмалодушествовав, начали роптать на Бога и Моисея, говоря: зачем вывел ты нас из Египта в пустыню, где нет ни хлеба, ни воды, уморить что ли нас здесь? За это прогневался Бог и послал на них змий ([[old:chis:21:05|Числ. 21, 5–]][[old:chis:21:06|6]]). Святой Давид, изображая все, чем прогневляли израильтяне Бога в пустыне, в 77 псалме, то обстоятельство, что израильтяне желали лучших яств, назвал искушением Бога: //искусиша Бога... и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?// [[old:ps:077:18|(18–]][[old:ps:077:19|19)]]. Святой Павел это выражение: **искусиша**, от обстоятельства, о коем говорит пророк, перенес на тот случай, когда израильтяне в малодушии жаловались на скудость пищи, хотя тут собственно был ропот. Итак, и здесь дело о пище, к тому же и речь ропщущего тоже есть: **еда может Бог?** только с бóльшим сомнением. Словами: **не искусим Христа** намекает Апостол, что коринфяне каким-нибудь образом в этом виновны были, но как именно, из послания указать нельзя с верностию. Экумений пишет, что они, искушая Христа, требовали знамений. Может быть, и был такой случай во время первоначальной проповеди. При такой необычайной вере знамения необходимы были, и Апостолы были ими вооружены. Но это требование было так естественно, что его к искушению Господа отнести вполне нельзя. Святой Златоуст говорит, что «Апостол указывает здесь еще на одно преступление, обвиняя коринфян в том, что они роптали на искушения и говорили: когда будут блага, когда награды?» – Очень вероятно, что в этих двух стихах: //не искусим,– не ропщите// намекает Апостол на малодушие коринфян, против которого ниже и воодушевляет [[new:1kor:10:13|(стих 13)]]. Но можно и не доискиваться до точности, ибо цель Апостола в приведении этих примеров только та, чтобы внушить, что нельзя без опаски жить, опираясь на том, что призваны и крещены; а это и из понятных в приложении примеров видно. Иные такую еще мысль предлагают: искушать Господа значит ввергать себя в опасности, с пытливым помышлением: посмотрю, избавит ли меня Бог. Вкушавшие идоложертвенное подвергали себя разным нравственным искушениям. Может быть, у них была мысль: Господь избавит, или: посмотритм избавит ли нас Христос, когда будет подходить беда. Апостол и говорит им: **не искусим Христа**. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей** //И да не искушаем Христа//, подобно Иудеям [[old:chis:21:05|(Числ. 21:5 сл.)]]. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей** Намекает на то, что коринфяне, требуя знамений, искушают Христа. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей** О говорящих против Бога Павел говорит как об искушающих Христа, поскольку Христос был Тем, Кто говорил Моисею. Посему, чтобы и нам не оказаться на месте заблудших, наставляет не передаваться диаволу, образом которого служат змеи. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя** Третьим грехом евреев был ропот на однообразие пищи, которую посылал им Бог в пустыне. - //Не станем искушать Христа//. Этим ропотом евреи //искушали// Бога, т. е. побуждали Его проявить свою чудесную силу для удовлетворения их прихоти. Это был очень большой грех. Коринфяне также совершают этот грех тогда, когда ходят на праздники в языческие капища и вкушают там идоложертвенное мясо, как бы вызывая этим Христа к тому, чтобы Он своею силою устранил от них все вредоносное влияние идолослужения и этого мяса, принесенного в жертву идолам. - //Не ропщите//. Четвертым грехом евреев был ропот их против Моисея и Аарона - по поводу внезапной смерти тех, которые возмутились на строгость суда Божия, покаравшего врагов Моисея и Аарона - Корея, Дофана и Авирона ([[old:chis:16:start|Чис гл. ХVІ-я]]). Русский перевод относить этот ропот к возмущению народа по прибытии соглядатаев см. [[old:chis:14:37|Чис XIV:37]], но выступление ангела //истребителя// указывает на //внезапную// казнь возроптавших, тогда как в последнем случае казнь не была совершена немедленно и внезапно, а объявлен был только приговор, который должен был быть исполнен в течение целых сорока лет. Приводя этот пример, Ап. очевидно имел в виду то недовольство, какое существовало против него в некоторой части коринфской христианской Церкви по поводу неодобрения, которое было высказано Апостолом по отношению к лицам, посещавшим языческие пиршества. Среди этих недовольных мог подняться даже вопрос о том, имеет ли Павел право делать из себя главу местной Церкви. В таком случае сходство у коринфян с Кореем, Дофаном и Авироном, восстававшими против прав Моисея и Аарона, было, конечно, большое. См. также Толкование на [[new:1kor:10:01#lopuxin_ap|1 Кор. 10:1]] [<10>]