[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 10:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба** См. Толкование на [[new:1kor:10:16#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 10:16]] ===== Свт. Амвросий Медиоданский ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба** Итак, всякая душа, принимающая хлеб, сходящий с небес , становится обителью хлеба - хлеба Христова. Дающий поддержку хлеб небесный, обитающий внутри души, вскармливает ее и укрепляет сердце. Отсюда и Павел говорит: **Один хлеб, и мы многие одно тело**. Всякая верующая душа есть «Вифлеем» , подобно тому как «Иерусалимом» зовется та, которая обладает миром и покоем вышнего Иерусалима, который на небесах. Истинен тот хлеб, который, будучи преломлен, насытил все человечество. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко един хлеб, едино тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся** Что точно принятие Таин Христовых есть общение тела Его и крови, это, хотя для всех христиан и очевидное, и несомненное, счел Апостол нужным пояснить, или и доказать, представляя в подтверждение того наглядное дело, то, что все причащающиеся, которых много, составляют одно тело, и тело Христово. Как бы это могло быть, если бы причащающиеся Таин Христовых не тела и крови Его причащались? Таким образом, очевидно, что поелику причащаясь единого хлеба, мы становимся едино тело; то значит, причащаясь хлеба, мы тела Христова приобщаемся. Святой Златоуст говорит: «Сказав: //общение тела//, хочет выразить еще теснейшую связь и говорит: **яко един хлеб, едино тело есмы мнози**. Что я говорю: //общение//? – продолжает он,– мы составляем самое тело Его. Ибо что такое этот хлеб? – Тело Христово. Чем делаются причащающиеся? – Телом Христовым, не многими телами, а одним телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем есть зерна, но их не видно, и различие их неприметно, по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Ибо мы питаемся не один одним, а другой другим, но все одним и тем же телом. Посему Апостол и присовокупляет: **вси бо от единаго хлеба причащаемся**. Христос соединил с Собою тебя, столько отдаленного от Него. Смотри, какой жизни ты удостаиваешься? Ибо Он не просто дал Свое тело, но вместо прежней плоти, которая по естеству своему происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску.– Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни и всем преподал ее, дабы, питаясь ею и отложив прежнюю мертвую плоть, мы уготовились посредством этой трапезы в жизнь бессмертную». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба** См. Толкование на [[new:1kor:10:16#prp_efrem_sirin|1 Кор. 10:16]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба** Вот какой характер отношений должен быть у нас к другим – характер единства во всем. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Августин ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба** В этом хлебе вам дается наставление о том, как должно любить единение. Разве хлеб этот сделан из единственного зерна? Не было ли это много пшеничных зерен? Но прежде чем они стали хлебом, это были отдельные зерна: их связала вместе вода, после того как они были растерты. И если бы пшеница не была размолота, если бы не была смочена водой, то она не приобрела бы ту форму, которая называется хлебом. Так и вы будто бы перемолоты были прежде через смирение в посте и таинство изгнания бесов. Затем пришло крещение водой: вы словно пропитались водой, чтобы принять форму хлеба. Но без огня хлеба все еще нет. //**Проповеди.**// ---- Таким образом, кто принадлежит к единству тела Его, то есть к обществу членов-христиан, тела, таинство которого верующие в причащении обыкновенно получают от алтаря, - тот справедливо должен быть назван //едящим тело Христа и пьющим кровь Его// [[new:in:06:53|(Ин. 6:53)]]. Отсюда, отделившиеся от единства этого тела, еретики и раскольники также могут принимать это таинство, но не на пользу себе, а во вред, и не только не получат за это помилования в будущем, а напротив, будут еще строже судимы. //**О граде Божием.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело** Пред сим сказал: //приобщение Тела//. Но имеющий общение с кем-либо не есть одно и то же с ним, а иное. Теперь объявляет большее и говорит, что мы - это самое тело. Ибо что такое хлеб этот? Тело Христово. Чем становятся причащающиеся оного? Телом Христовым, не многими телами, но единым телом. Ибо как хлеб из многих зерен делается единым, так и мы, несмотря на свою множественность, делаемся единым телом Христа. **Ибо все причащаемся от одного хлеба** Почему и составляет единое. Как же нам не хранить любви и не быть посему в единении? Бог для того и дает нам Свое Тело, чтобы соединить нас и с Самим Собой, и друг с другом. Поскольку начальная природа плоти повреждена грехом и утратила жизнь, то Он дал нам Свою плоть безгрешную и животворящую, но подобную нашей, дабы мы, причащаясь ее, срастворялись с нею, и жили, по возможности, без греха. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба** См. Толкование на [[new:1kor:10:16#lopuxin_ap|1 Кор. 10:16]] ===== Прот. Николай (Афанасьев) ===== **Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба** Хлеб, о котором здесь идет речь, это хлеб Евхаристии, и **«мы многие»** значит, по апостолу Павлу, Церковь, объединенная в евхаристическом собрании. Апостол Павел имел в виду не отдельных христиан, но их вместе, когда они собраны в Церковь, потому что мысль о евхаристическом хлебе естественно вызывает мысль о евхаристическом собрании, во время которого хлеб преломляется и раздается. Мы имеем здесь связь между евхаристическим хлебом и телом. //«Мы все»// или **«мы многие»**, то есть Церковь, являемся одним телом, потому что хлеб один и тот же, и мы **«все причащаемся от одного хлеба»**. Через хлеб и вино Евхаристии мы становимся Телом Христовым, потому что евхаристический хлеб – это хлеб, о котором Христос сказал: //«сие есть Тело Мое»//. Причастие создает κοινωνία, о чем говорится в предыдущем стихе. Κοινωνία – это действительное «соединение» с Телом и Кровью Христовой. Церковь есть «тело», но не как органическое единство членов Церкви между собой, но как единое Тело Христово в евхаристическом собрании. Реальность хлеба являет полную реальность Тела Христова, и единство хлеба (**«один хлеб»** – είς άρτος) являет единство тела (δν σώμα). Апостол Павел возвращается к этой мысли, когда он говорит о совершении Евхаристии. //«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...»// Эта величественная формула показывает, что апостол Павел не излагал здесь нечто новое, неизвестное Коринфянам; наоборот, он только лишь напоминает о том, что он уже им передал. Это не просто указание на Тайную Вечерю – едва ли вероятно, что Коринфяне о ней забыли, – но апостол Павел напоминает здесь Коринфянам, что они становятся во время евхаристического собрания //«Телом Христовым»//. Хлеб и чаша, которым они приобщаются, – это хлеб и чаша, которые Христос благословил во время Тайной Вечери. //«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей// (τον άρτον τούτον) //и пьете чашу сию// (τό ποτήριον),// смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»// [[new:1kor:11:26|(1Кор. 11: 26)]]. Не может быть сомнения в том, о каком хлебе и о какой чаше говорит здесь апостол Павел. //«Хлеб сей»// и //«чаша сия»// – те, о которых он говорит в предыдущих стихах. //«Сие есть Тело Мое»// и //«сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови»//. //«Хлеб сей»// есть Тело Христово, и //«чаша сия»// есть чаша Его Крови. Все едят хлеб и пьют чашу во время евхаристического собрания, и через приобщение хлебу и вину Евхаристии они становятся //«Телом Христовым//». Вот почему апостол Павел им напоминает: //«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней»// [[new:1kor:11:27|(11: 27)]]. Церковь есть //«Тело Христово»//, которому приобщаются верующие, объединенные все вместе в евхаристическое собрание. //«Тело Христово»// – не символ или образ для обозначения единства членов поместной церкви, объединенных в евхаристическом собрании, но подлинная и истинная реальность. Не мы образуем «тело-σώμα», вкушая хлеб, но мы в Теле Христовом, которому мы приобщаемся в евхаристическом собрании. Тело Христово есть данность, предшествующая вкушению хлеба. Во время иудейских трапез вкушение хлеба создавало определенное единство тех, кто ел этот хлеб, с тем, кто его преломлял и раздавал. Преломление хлеба там было средством создать единство, тогда как в евхаристическом собрании его участники становятся //«телом»//, вкушая хлеб, который есть Тело Христово. Мысль о //«теле»//, которое составляли участники трапезы, была совершенно неизвестной религиозному иудейскому сознанию. **«Мы многие одно тело»**, потому что хлеб Евхаристии есть Тело Христово. **//Церковь Божия во Христе.//** [<10>]