[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 10:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-24 **Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого** **«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого»** [[new:1kor:10:23|(1Кор.10:23–24)]]. Видишь ли великую его мудрость? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое без вреда для себя, то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою; но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: **«не все полезно»**, **«не все назидает»**, разумея первое о нем самом, а второе о брате; выражение: **«не полезно»** указывает на погибель его самого, а **«не назидает»** – на соблазн брата. Потому и присовокупляет: **«никто не ищи своего»**. Это раскрывает он во всем послании, равно как и в послании к Римлянам, когда говорит: //«ибо и Христос не Себе угождал»// [[new:rim:15:03|(Рим.15:3]]); и еще: //«так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы»// [[new:1kor:10:33|(1Кор.10:33)]]. Также и здесь он не распространяется об этом. Выше он пространно доказывал и доказал, что он никогда не искал своей пользы, был для иудеев, как иудей, для неимеющих закона, как без закона, самой свободой и властью своей не просто пользовался, а (искал) пользы всех, служа всем; потому здесь он довольствуется немногими словами и прекращает речь, напоминая им этими немногими словами все, что сказано было прежде. //**Гомилия 24 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== Тело имеет у себя глаза, чтобы взирать на тварь и из примечаемаго в ней всестройнаго порядка познавать Создателя. У него есть слух для слышания Божиих словес и Божиих законов. У него есть руки для произведения ими необходимаго и для молитвеннаго воздеяния их к Богу. Но душа, уклонившись от созерцания того, что добро, и от обращения на то своей деятельности, в заблуждении своем обращает уже ее на противоположное. Потом, как сказано выше, усматривая свои способности и злоупотребляя ими, воображает, что может обратить и телесные члены на противоположное. Посему, вместо того, чтобы рассматривать тварь, обращает она глаз на вожделения, доказывая сим, что и это ей возможно; и думает, что, однажды устремив свою деятельность, сохраняет она свое достоинство и не погрешает, делая, что можно; не знает же, что сотворена не просто устремлять свою деятельность, но устремлять, на что должно. Посему-то и Апостольское слово заповедует: «**вся ми леть суть, но не вся на пользу**». //**Слово против язычников.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает** Делая все дозволенное, люди часто доходят до того, что начинают делать и недозволенное. //**Педагог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не вся назидают** После страшной угрозы речь потекла спокойно. Начинает ее Апостол тем, что подало повод и ко всему рассуждению об идоложертвенном,– со свободы относительно употребления всякого рода безвредной пищи. На это начало опираясь, умники садились за трапезы в капищах идольских. Апостол не отвергает ее, а утверждает: **вся ми леть суть, вся ми леть суть**. Совершенная, говорит, правда. Но пользование сим правом свободы не может быть без ограничений. Я полагаю для этого два ограничения: пользу себе и назидание ближним. Коль скоро вкушение чего-либо не полезно себе и не назидает ближнего, то от него надо воздержаться. Полагает Апостол в начале сии мысли, потому что ими потом руководствуется в изложении нижеследующих правил. Святой Златоуст говорит: «Видишь ли великую мудрость Апостола? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое с полным знанием дела,– то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою, но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: **не вся на пользу, не вся назидают**, разумея первое о нем самом, а другое о брате, ибо слово: **не на пользу**, указывает на погибель его самого, а слово: **не назидают** – на соблазн брата». Вред себе называет святой Златоуст погибелью себя самого, вероятно потому, что чрез вкушение идоложертвенного становятся общниками бесов, а в этом явная пагуба. Экумений и Феофилакт видят вред сей в том, что, привыкши вкушать идоложертвенное, и к идолам опять привыкнет и может отпасть от Церкви, тоже на пагубу себе. Но можно и пользу, и назидание разуметь только в отношении к братьям, как подает повод думать следующий текст, где о себе ничего не говорится, а все внимание заповедуется обращать на пользу ближнего. Так рассуждает блаженный Феодорит: «Позволительно тебе по тому ведению, какое приписываешь себе, делать все; но не полезно тебе делать вред другим. Делаемое тобою не назидает их. Положим, что ты совершен, но надобно позаботиться и о немощных. Ибо сие присовокупил Апостол». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает** И хотя **все можно** ради свободы, **но не все**, что можно, бывает полезно ближним нашим. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Все мне позволительно, но не все полезно** Дабы кто не возразил: "я ем с чистой совестью и потому имею право так делать", говорит; нет, все тебе позволительно, поскольку Бог сотворил тебя свободным; но чтобы есть идоложертвенное, это не совсем для тебя полезно. Ибо, постоянно участвуя в трапезах идольских, ты шаг за шагом получишь расположение к самим идолам. **Все мне позволительно, но не все назидает** Поведение твое, как и прежде я говорил, не полезно ни для тебя, ни для брата твоего. Ибо оно не назидает его, а скорее расстраивает, и извращает веру его. Если же нет пользы ни тебе, ни брату твоему, то для чего тебе делать это? //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Тертуллиан ===== **Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает** Насколько легче человеку бояться запрещенного, если он с почтением относится к тому, что ему дозволено? //**Об одежде женщин.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает** Ап. повторяет правило, высказанное им в [[new:1kor:06;12|VI:12]]-м ст., но прилагает его к другому случаю. - //Полезно//. Это выражение указывает на духовную пользу вообще, включая и собственную пользу человека. - //Назидает//, - т. е. специально полезно для душевного спасения нашего ближнего. Ст. 23-33 **Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись** Теперь Ап. обращается к сильным в вере (ср. ст. 23, 24, 32, 33), учит их вкушать без стеснения всякое продающееся на торгу мясо и без смущения же обедать у язычников. Но - прибавляет он - вы должны воздержаться от вкушения мяса на этом обеде, если кто-нибудь из немощных в вере скажет вам, что это мясо - идоложертвенное. Словом, все нужно делать во славу Божию и никого не соблазнять своим поведением. **//Толковая Библия.//** [<10>]