[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него** См. Толкование на [[new:1kor:11:13#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 11:13]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него** Одно подобает мужчине, другое женщине... Сколь же неприглядно мужчине поступать как женщина! //**Послания.**// ---- См. Толкование на [[new:1kor:11:13#svt_amvrosij_mediolanskij|1 Кор. 11:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 14-15 **Или и не самое естество учит вы, яко муж убо аще власы растит, безчестие ему есть; жена же аще власы растит, слава ей есть; зане растение власов вместо одеяния дано бысть ей** «Если жена вменяет себе в честь иметь волосы, отнятие же их почитает бесчестием, то пусть рассудит, как бесчестит она Давшего волосы, приступая (к Нему в молитве) не с подобающею стыдливостию и честию» (Феодорит). «Как в других многих местах всегда он употребляет общеизвестные доказательства, так и здесь обращается к общеизвестному обычаю и сильно пристыжает слушателей, получающих от него наставления, в том, что они могли знать и из обыкновенного обычая, ибо это не безызвестно и варварам» (святой Златоуст). Но ведь речь идет о покровении головы покровами, а приводимый обычай говорит о ращении волос. Какая связь? – Связь эту прежде указал Апостол, когда сказал, что без покрова быть жене то же, что быть остриженной. А теперь то же с противоположной стороны высказывает: без покрова быть жене то же, что быть остриженной, и с покровом,– то же что растить волосы. Как растить волосы – слава жене, так и покрывать главу – слава. «Но скажешь: если ращение **власов вместо одеяния дано жене**, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? – Для того, дабы показать подчинение не только по природе, но и по произволению. Природа наперед установила, чтобы ты была покрытою, а ты приложи нечто от себя, дабы не показалось, что ты нарушаешь законы природы, ибо противиться не только нам, но и природе, есть знак великого бесстыдства» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Августин ===== **Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него** Почему, удивляюсь я, мужчины носят длинные волосы прямо вопреки предписанию апостола? Или это для того, чтобы парикмахерам нечего было делать? Или, может, чтобы уподобиться птицам евангельским, которые боятся потерять оперение, потому что не смогут летать? Воздержусь более говорить об этом пороке из-за длинноволосых братьев, которых почти во всех других отношениях мы высоко почитаем. Но чем больше мы любим их во Христе, тем настойчивее и даем советы. //**О делах монашеских.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 14-15 **Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала** Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения? Но для женщины ращение волос есть честь, потому что она сохраняет в сем случае собственный чин, а сохранение своего чина - для каждого честь. Для чего же нужно надевать и другое покрывало, если волосы служат одеянием? Для того, чтобы выразить свою подчиненность не одной только природой, но и свободным произволением. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Тертуллиан ===== **Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него** Если ты ищешь закона Божия, то в мире людей есть тот общий закон, на скрижалях природы, на который и апостол имеет обыкновение ссылаться: говоря о покрове головы для женщин, он спрашивает: **Не сама ли природа учит вас**? Опять же, в Послании к Римлянам, говоря, что язычники по природе делают то, что велит закон, он подразумевает существование естественного закона и основанной на законе природы. //**О венце.**// ===== Амвросиаст ===== **Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него** Это говорит согласно закону, который запрещает мужу быть косматым. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала** Если этого мало, то пусть коринфяне обратят внимание на то, чему их учит сама природа (φύσις), которая так сказать побуждает женщин носить длинные волосы, а мужчин - короткие. Длинные, простирающиеся почти до ног волосы женщины указывают, что она //должна// закрываться от взоров мужчин. Наоборот, внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытою головою, как царь творения. Волосы для него служат как бы короной, а для женщины - покрывалом. Таким образом, в самом физическом устройстве женщины обнаруживается всеблагая и премудрая воля Бога-Творца. [<10>]