[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** И под именем разномыслия он разумеет здесь не заблуждения касательно догматов, но эти самые разделения. Впрочем, если бы он говорил и о заблуждениях касательно догматов, то и в таком случае не подал бы повода к соблазну. Ведь и Христос сказал: //«надобно придти соблазнам»// [[new:mf:18:07|(Мф.18:7)]], и однако не нарушил свободы воли и не поставил жизнь в какой-нибудь необходимости и неизбежности, но предсказал будущее, имевшее произойти от злой человеческой воли, не вследствие Его предсказания, но от произвола развратных людей. Не потому происходили (соблазны), что Он предсказал о них, но потому Он предсказал, что они имели произойти. Если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то Он напрасно бы сказал:// «горе тому человеку, через которого соблазн приходит»// [[new:mf:18:07|(Мф.18:7)]]. Но об этом мы подробно рассуждали, когда рассматривали это место, а теперь нужно обратиться к настоящему предмету. Что (апостол) действительно разномыслиями называет здесь беспорядки при трапезах и бывшие при том несогласия и раздоры, это он ясно выразил последующими словами. А именно, сказав: **«слышу, что между вами бывают разделения»**, не остановился на этом, но, желая объяснить, какие он разумеет разделения, говорит далее: //«всякий поспешает прежде других есть свою пищу»// [[new:1kor:11:21|(1Кор.11:21)]], и еще: //«разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию?»// [[new:1kor:11:22|(1Кор.11:22).]] Очевидно, что он говорит об этих беспорядках; а что называет их разделениями, не удивляйся; он хотел, как я сказал, сильнее подействовать на них таким выражением. Если бы он разумел догматические разделения, то не говорил бы с ними так кротко. Когда он говорит о них, то послушай, с какой силой и предохраняет, и обличает; предохраняет, когда говорит: //«если бы даже... Ангел... стал благовествовать вам не то, что... вы приняли, да будет анафема»// [[new:gal:01:08|(Гал.1:8–9)]]; обличает, когда говорит: //«вы, оправдывающие себя законом,... отпали от благодати»// [[new:gal:05:04|(Гал.5:4)]]; а смутьянов называет то псами: //«берегитесь//, – говорит, – //псов»// [[new:fil:03:02|(Флп.3:2)]], то сожженными в совести и служителями диавола [[new:1tim:04:02|(1Тим.4:2)]]. Но здесь не говорит ничего подобного, а выражается кротко и снисходительно. Что означают слова: **«дабы открылись между вами искусные»**? Чтобы более просияли. Он хочет сказать, что людям непреклонным и твердым это не только не вредит, но еще делает их более заметными и славными. Частица **дабы** не всегда означает цель, но часто следствие дела. Так употребляет ее Христос, когда говорит: //«на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы»// [[new:in:09:39|(Ин.9:39)]]; так и сам Павел, когда говорит о законе: //«закон же пришел после, чтобы умножилось преступление»// [[new:rim:05:20|(Рим.5:20)]]. Закон дан был не для того, чтобы умножились преступления иудеев; но так было. И Христос пришел не для того, чтобы видящие сделались слепыми, а с противоположной целью: но так было. Подобным образом и здесь нужно понимать слова: **«дабы открылись... искусные»** бывают: разномыслия были не для того, чтобы открылись искусные, но когда явились разномыслия, тогда это случилось. (Апостол) сказал это для утешения бедных, твердо переносящих такое пренебрежение. Потому не сказал: дабы стали искусны, но: **«дабы открылись... искусные»**, выражая, что они и прежде были такими, но смешивались с другими и, получая утешение от богатых, не очень были заметны, а теперь смятение и несогласие сделали их известными, подобно как буря делает известным кормчего. Также не сказал: дабы вы искусными явились, но: **«дабы открылись между вами искусные»**; как в обличении не указал ни на кого прямо, чтобы не сделать их более бесстыдными, так и в похвале, чтобы не сделать их более беспечными; но выражается неопределенно, предоставляя совести каждого прилагать к себе сказанное. Мне кажется, что здесь он утешает не только бедных, но и тех, которые не нарушали того обычая; вероятно, между ними были и соблюдавшие его. Потому он и сказал: //«отчасти верю»//. Справедливо он называет искусными тех, которые не только вместе с другими соблюдали обычай, но и без них не преступали этого прекрасного установления. Такими похвалами он старается возбудить в тех и других большее усердие. Затем он показывает и самый род преступления. В чем же оно состояло? //**Гомилия 27 на 1-е послание к Коринфянам.**// ---- Это – предмет не маловажный. В самом деле, если в виде совета Павел говорит: **надлежит быть и разномыслиям**, то вводители ересей не виновны. Но это не так, не так; это – слова не советующего, но предсказывающего будущее. Как врач, видя больным человека, преданного объедению, пьянству и другим запрещенным делам, говорит, что это расстройство должно произвести горячку, – говорит не в виде закона или совета, но в виде предсказания о будущем, судя по настоящему; и как земледелец или кормчий, видя скопление облаков и удары грома с молнией, говорит, что эти облака должны произвести непогоду и сильный дождь, – говорит не в виде совета, но предсказания о будущем: в таком смысле и Павел употребил слово **надлежит**. Так часто и мы, видя людей ссорящихся между собою и осыпающих друг друга тяжкими злословиями, говорим, что должно произойти между ними столкновение и заключение их под стражу, – говорим не в виде увещания или совета им – может ли это быть? – но заключая по настоящему о будущем. Так точно и Павел не в виде совета говорит: **надлежит быть и разномыслиям**, но предсказывая и пророчествуя об имеющем случиться. А что он не советует быть ересям, доказывают слова, которые сам он говорит: //но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема// [[new:gal:01:08|(Гал.1:8)]]. Сам он отвергает обрезание, так как уже не благовременно было соблюдать его, и оно нарушало бы чистоту проповеди, и говорит: //если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа// [[new:gal:05:02|(Гал.5:2)]]. Как же, скажешь, он присовокупил и причину, сказав: **дабы открылись между вами искусные**. Слово да в Писаниях часто означает не причину, а следствие дела. Например, Христос пришел и даровал прозрение слепому; этот поклонился Ему; а иудеи, по исцелении его, делали все, чтобы затмить это чудо, и гнали Христа. Тогда Он сказал: //на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы// [[new:in:09:39|(Ин.9:39)]]. Неужели Он пришел для того, чтобы они стали слепыми? Он пришел не для этого, но так случилось, и это следствие Он выразил в виде причины. Так точно и здесь слово **дабы** означает не причину, а следствие. О том же, что была другая причина ересей, что не для того были ереси, **дабы открылись между вами искусные**, и что они происходили по другим поводам, послушай Христа, который объясняет нам это: //Царство Небесное//, говорит Он, //подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы// [[new:mf:13:24|(Мф.13:24,25)]]. Видишь ли, что ереси от того, что люди спали, были беспечны, не тщательно внимали сказанному? Итак, чтобы кто-нибудь не сказал: для чего же Христос попустил это? – Павел говорит: это попущение нисколько не вредит тебе; если ты искусен, то еще более обнаружишься таким. Внимательному ничто никогда не вредит, равно как спящему, беспечному и не заботящемуся о своем спасении ничто не приносит пользы. Это самое выражает и Павел, когда говорит: **дабы открылись между вами искусные**, т.е. не смущайтесь и не бойтесь, ереси нисколько не могут повредить вам. Таким образом очевидно, что, если бы даже речь была об ересях, и тогда изречение его не представляло бы затруднения; оно есть пророчество, а не совет, предсказание, а не увещание; и слово: **дабы** означает следствие, а не причину. **//Беседа на слова апостола: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами.//** ---- Когда ты слышишь это изречение: **«надлежит быть и разномыслиям между вами»**, то не думай, что он говорит это в смысле приказания или законоположения; совсем нет, но он предсказывает этим будущее и заранее напоминает бодрствующим о предстоящей им пользе от этого. «Когда вы устоите против обольщения, говорит, тогда именно яснее обнаружится ваша добродетель». Поэтому же, а также и по другой причине попущены были злые люди, именно – чтобы и они не были лишены возможности извлечь пользу из могущей произойти с ними перемены. Так именно спасен был Павел, так разбойник, так блудница, так мытарь, так и многие другие. Если же бы прежде, чем обратиться, они были взяты отсюда, никто из них не спасся бы. **//Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в ваc** «Под именем ересей он разумеет здесь не заблуждения касательно догматов, но настоящие (и подобные) распри. Впрочем, если бы он говорил и о заблуждениях касательно догматов, то и в таком случае не подал бы повода к соблазну (словом: **подобает**). Ибо и Христос сказал: //нужда есть приити соблазном// [[new:mf:18:07|(Мф. 18, 7)]], и однако не нарушил свободы воли и не поставил нас в какой-нибудь необходимости и неизбежности, но предсказал будущее, имевшее произойти от злой человеческой воли, не вследствие Его предсказания, но от произвола развратных людей. Не потому происходили соблазны, что Он предсказал о них, но потому Он предсказал, что они имели произойти. Ибо если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то он напрасно бы сказал: //горе человеку тому, имже соблазн приходит// [[new:mf:18:07|(Мф. 18, 7)]].– Что Апостол действительно **ересями** назвал здесь беспорядки при трапезах и бывшие при том разделения, это он ясно выразил последующими словами. Ибо сказав: //слышу в вас распри сущия//, не остановился на этом, но, желая объяснить, какие он разумеет распри, говорит далее: //кийждо свою вечерю предваряет// (21). Очевидно, что он говорит об этих беспорядках; а что называет их распрями (раздираниями общества), не удивляйся этому; он хотел, как я сказал, сильнее подействовать на них таким выражением. Если бы он разумел догматические ереси, то не говорил бы с ними так кротко» (святой Златоуст). «Что означают слова: **да искуснии явлени бывают в вас**? – Дабы более просияли. Он хочет сказать, что людям непреклонным и твердым это не только не вредит, но еще делает их более заметными и славными. Частица **дабы** не всегда означает цель, но часто следствие дела. Так употребляет ее Христос, когда говорит: //на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут// [[new:in:09:39|(Ин. 9, 39)]]; так и сам Павел, когда говорит о законе: //закон же привниде, да умножится прегрешение// [[new:rim:05:20|(Рим. 5, 20)]]. Закон дан был не для того, чтоб умножились преступления иудеев; но так было. И Христос пришел не для того, чтобы видящие сделались слепыми, а с противоположною целию; но так было. Подобным образом и здесь нужно понимать слова: **да искуснии явлени бывают**; ереси (разделения и беспорядки на вечерях) были не для того, чтобы открылись искусные, но когда явились они, тогда это случилось. Апостол сказал это для утешения бедных, великодушно переносивших презрение. Посему не сказал: **да искуснии бывают**, но: **да искуснии явлени бывают**, выражая, что они и прежде были такими, но смешивались с другими и, получая утешение от богатых, не очень были заметны, а теперь смятение и несогласие сделали их известными, подобно как буря делает известным кормчего. Также не сказал: **да вы искуснии явитесь** (вы –такие-то), но: **да искуснии явлени бывают в вас**; как в обличении не указал ни на кого прямо, дабы не сделать их более бесстыдными, так и в похвале, дабы не сделать их беспечными, но выражается неопределенно, предоставляя совести каждого прилагать к себе сказанное. Мне кажется, что здесь он утешает не только бедных, но и тех, которые не нарушали того обычая, ибо, вероятно, между ними были и соблюдавшие его. Посему он и сказал: //часть некую верую//. Справедливо он называет искусными тех, которые не только вместе с другими соблюдали обычай, но и без них не преступали этого прекрасного установления. Такими похвалами он старается в тех и других возбудить большее усердие». (святой Златоуст). Говоря: **подобает бо**, причину приводит. На что? – На то, что впереди: //слышу распри...// Почему можно думать, что он и себя утешает этими словами, как бы так: //слышу распри в вас//. Скорбно; но что делать? Подобает и этому бывать. Одни уклоняются от порядков, другие, твердыми в них являясь, еще более утверждаются в них на будущее. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** Таким способом верующие утверждаются, а неверующие открываются. //**О единстве кафолической Церкви.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** См. Толкование на [[new:1kor:11:18#prepodobnyj_efrem_sirin|1 Кор. 11:18]] ===== Прп. Викентий Леринский ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** Апостол словно бы говорит, что авторов ересей Бог не искореняет немедленно для того, чтобы обнаружились искусные, то есть чтобы сделалось явным, до какой степени каждый стал твердым, преданным и стойким приверженцем кафолической веры. //**Наставления.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы - не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В Церкви множество людей, испытанных Богом, но они не выделяются среди нас, покуда мы, занятые мраком своего невежества, предпочитаем спать, а не нести свет истины. //**Об истинной религии.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо надлежит, быть и разномыслиям между вами** Говорит не о разномыслиях в догматах, но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: **надлежит**? То, что, так как вы люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: //должно прийти соблазнам// ([[new:mf:18:07|Мф. 18:7]]), то есть поскольку в мире есть злые, то будут и придут соблазны. **Дабы (ϊνα) открылись между вами искусные** Слово **дабы** означает здесь не причину, но последствие дела, как видно из многих мест. Ибо когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются **искусные**, то есть бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или **искусными** называет тех, которые хранят еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** **Разномыслиями** апостол называет не разномыслия в учениях, но те, что в нравах и характерах. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** Зная, что некоторые повредятся в уме по лукавому вмешательству диавола, апостол говорит: **надлежит быть и разномыслиям**. Не оттого, что желал или уповал на то, но оттого, что знал будущее, сказал об этом, как и Господь сказал: //ибо надобно придти соблазнам// [[new:mf:18:07|(Мф. 18:7)]]. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные** См. Толкование на [[new:1kor:11:18#lopuxin_ap|1 Кор. 11:18]] [<10>]