[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:26 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** //Вопрос//. Как человек **возвещает смерть Господню**? //Ответ//. Как научил Господь, сказав: //«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой»// [[new:mf:16:24|(Матф.16, 24)]], и как выразил Апостол, исповедав о себе: //«для меня мир распят, и я для мира»// [[new:gal:06:14|(Гал.6, 14)]], на что и дали мы предварительное обещание в самом крещении; ибо, говорит он, //«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?»// [[new:rim:06:03|(Рим. 6, 3)]]: толкуя же, что значит в смерть Господню креститься, присовокупляет к сему: //«ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху»// [[new:rim:06:06|(Рим.6 6)]], но, очистившись от всякого пристрастия к жизни, соделаться достойными свидетельства того же Апостола, который сказал: //«Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге»// [[new:kol:03:03|(Колос. 3, 3)]], так чтобы осмелиться нам с дерзновением говорить: //«идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»// [[new:in:14:30|(Иоан.14, 30)]]. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** См. Толкование на [[new:1kor:11:25#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 11:25]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** Проповедуя смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в церквях бескровную службу, приступаем таким образом к таинственным благодарениям и освящаемся, становясь причастниками святой Плоти и пречестной Крови Спасителя всех нас Христа. //**Послания.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** Всякий раз, как мы принимаем [Тело и Кровь], мы возвещаем смерть Христову. А если смерть, то мы возвещаем отпущение грехов. Если же, когда проливается Кровь, она проливается во отпущение грехов, то я должен всегда принимать Его, дабы Он мог отпустить мои грехи. Я, кто всегда грешит, должен всегда иметь и исцеление. //**О таинствах.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет** Это вывод из образа установления таинства, которым определяется значение его, на все время до второго пришествия Господня.– **Смерть Господню возвещаете**. «Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: //сие творите в Мое воспоминание//, открыл нам причину установления таинства, а между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения; ибо когда ты представишь, что потерпел для тебя Господь, то сделаешься любомудреннее, так и Павел говорит здесь: **смерть Господню возвещаете**. Такова эта вечеря! Внушает также этим Апостол, дабы верующие и ныне в таком же расположении духа приступали к Тайнам, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе с Апостолами и принимали от Самого Христа эту жертву» (святой Златоуст). Всякий раз, говорит, как ясте хлеб сей, тот то есть, о коем Господь сказал: сие есть Тело Мое,– **и чашу сию пиете**,– ту, то есть, о коей Господь сказал, что она есть новый завет в Крови Его,– **смерть Господню возвещаете**. Этим торжественным действием всем возвещаете о смерти Господа, именно, что был на земле Господь, Бог воплотившийся, Который умер на кресте грех ради наших. Не вера, не слово возвещает о сем, а причащение Тела и Крови, без слова, гласно говорит о сем всем. Как преступно непричащение! Как неизвинительно нечастое причащение! В первое время ни одно собрание христиан не проходило без причащения собравшихся. Ныне где причастники?! А литургий много совершается, особенно в городах. Это очень похоже на то, как забежит кто в церковь, поставит свечу и бежит вон, на дела свои: пусть свеча молится! Бескровная жертва приносится, а христианам и дела до того нет. Пусть она возвещает смерть Господню! Апостол же пишет, что не она за каждого возвещает смерть Господню, а причащение ее. То, что нет причащающихся, скорее означает, что христиане хотят заглушить весть о смерти Господа. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** **Но всякий раз, когда будете есть хлеб сей и чашу пить, смерть Господа нашего будете вспоминать**. Но смерть Господа нашего, поистине, непристойно вспоминать при таком смятении и беспорядке; и не должны, если Он дан нам по благодати, вкушать Его с нерадением и пренебрежением. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию,·смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** Вы, говорит, должны быть в таком настроении, как бы принимали жертву от Самого Христа, в тот самый вечер и возлежа на том самом месте. Ибо вечеря сия - та самая, и мы **возвещаем**, то есть вспоминаем, ту самую **смерть**, до второго пришествия. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** Апостол показал коринфянам таинство евхаристии, в котором участвуют вкушающие, а не простое застолье. Ибо в нем - целебное средство духовное, которое, с почтением отведанное, очищает преданных. И через него полнее становится память о нашем искуплении. Да сможем мы с памятью об Искупителе удостоиться следовать Ему более верно! //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** Отсюда и до конца главы Ап. показывает, какие следствия вытекают из установленного выше представления об Евхаристии. Прежде всего, совершая Евхаристию, христиане возвещают смерть Господа. Выражение //возвещать//(καταγγέλλειν) очень напоминает собою еврейское выражение //haggadah//(рассказывать или разъяснять). Последнее же у евреев обозначало разъяснение отца семейства, какое он делал при совершении пасхи на вопрос своего старшего сына, относительно различных обыкновенно имевших место при совершении пасхальной вечери обрядов. Чрез это каждый участник вечери вполне сознательно относился ко всему, что на ней совершалось. Подобные же разъяснения предполагает Ап. Павел и при совершении св. Евхаристии. Их могли давать в своих вдохновенных речах христиане, имевшие дух пророчества. - //Доколе Он приидет//. Св. Евхаристия для христианства составляет замену видимого присутствия Христа. Она образует, можно сказать, связь между Его первым и вторым пришествием: Христос приходит и теперь к верующим в этом великом таинстве, но со временем Он придет открыто и явно для всех. См. также Толкование на [[new:1kor:11:17#lopuxin_ap|1 Кор. 11:17]] ===== Прот. Николай (Афанасьев) ===== **Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет** См. Толкование на [[new:1kor:10:17#prot_nikolaj_afanasev|1 Кор. 10:17]] [<10>]