[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 29-31 **Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы** **«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе»** [[new:1kor:11:29|(1Кор.11:29)]]. Что говоришь ты? Источник столь многих благ, трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? Не по своему существу, говорит он, а по воле приступающего. Как пришествие Его, доставившее нам великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся. Почему же **«ест... осуждение себе»**? **«Не рассуждая о теле Господнем»**, т. е. не размышляя, не представляя, как должно, величия предложенных (тайн), не думая о важности дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобой и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко. **«От того многие из вас немощны и больны и немало умирает»** [[new:1kor:11:30|(1Кор.11:30)]]. Здесь он приводит в пример уже не других, как сделал в беседе об идоложертвенном, где говорил о древних событиях и о бедствиях (евреев) в пустыне, но самих коринфян, что придает словам его более внушительности. Сказав: **«ест осуждение себе»**, и: **«виновен будет»**, и имея в виду, чтобы это не было принято за одни слова, он указывает и на дела, призывает во свидетели их самих, чем и действует сильнее угрозы, выражая, что угроза уже перешла в дело. Не довольствуясь этим, он потом напоминает и о геенне и подтверждает слова свои, устрашая их со всех сторон и разрешая вопрос, часто предлагаемый. Многие в недоумении спрашивают друг друга: отчего происходят преждевременные смертные случаи, отчего продолжительные болезни? Причина многих, говорит он, из таких нечаянных бедствий заключается в грехах. Как, скажешь, пользующиеся постоянным здоровьем и достигающие маститой старости неужели не грешны? Кто же может сказать это? Почему же, скажешь, они не наказываются? Потому, что там они подвергнутся жесточайшему наказанию. А мы, если захотим, не будем наказаны ни здесь, ни там. **«Ибо если бы мы судили сами себя**, – говорит (апостол), –** то не были бы судимы»** [[new:1kor:11:31|(1Кор.11:31)]]. Не сказал: если бы наказывали себя, или мучили себя, но только: если бы захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там. Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога – и сознанием грехов своих и готовностью не делать их на будущее время. Но мы не хотим делать, как должно, и этого легкого дела, и однако он не угрожает нам наказанием вместе с миром, но щадит нас, угрожая здешним наказанием, которое временно и заключает в себе много утешения; оно освобождает от грехов и подает сладостную надежду на будущее, которая облегчает настоящие (страдания). Этим он желает и утешить немощных и сделать других более ревностными. //**Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня** Т.е. не распознавая, что Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обремененном грехами. Потому что если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления (это также являет Павел, говоря: //«Хощу, да молитвы творите на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления»// [[new:1tim:02:08|1Тим.2:8]]); и если мы не имеем дерзновения к Богу, если только не стяжем неукоряющую нас совесть, как говорит возлюбленный Христу Богослов: //«Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу»// [[new:1in:03:21|(1Ин.3:21)]], то каким образом в нас самих возымеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путем исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая ее творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния? Или, вот, твой дар Бог не принимает, если только не будешь чист сам ты и твой дар (и это Он показал тем, что в древности не принял дар принесенный Каином, но сказал ему: //«Аще право принесл еси, право не разделил еси»// – [[old:gen:04:26|Быт.4:26]]); вот, по ветхому закону запрещено было в Дом Божий приносить в жертву деньги, полученные как плата блудницы [[old:vtor:23:19|(Втор.23:19)]]; и чрез Евангелие Он позднее возвестил: //«Шед//, – говоря, – //прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой»// [[new:mf:05:24|(Мф.5:24)]]; тебе же Свой великий Дар – Свое Тело – ужели Он даст, не очистившему себя исповедью и покаянием? Что скажешь? Бог не желает, чтобы и уставы Его возвещались нечистыми устами; //«Грешнику рече Бог»//, – говорится в Псалме, – //«вскую ты поведаеши оправдания (уставы) Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими»// [[old:ps:049:16|(Пс.49:16)]]. Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам? **//Омилия 58. О Святых и Страшных Христовых Тайнах.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня** Причащающийся святым тайнам должен знать, что, приемля их, он **суд себе яст и пиет**, как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к святым тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым. Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. **Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня**, не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня** «Что говоришь ты? Источник столь многих благ, трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? – Не по своему существу, говорит он, а по вине приступающего. Как пришествие Господа, доставившее нам великие и неисследованные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти Тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся. Почему же **суд себе яст? Не разсуждая Тела Господня**, то есть не размышляя, не представляя, как должно, величия предложенных Таин и не думая о важности дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобою и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко» (святой Златоуст). **Суд яст**,– предполагает в минуту самого вкушения бывающий приговор суда Божия,– и не это только, но и присуждение наказания. Приговор суда пред сим указан: //повинен Телу и Крови Господни//; а здесь разумеется присуждение наказания. «Прияв дар противозаконно, не только не получишь от того спасения, но еще понесешь наказание за поругание» (Феодорит). Какое наказание? – Как вина одна, а степени ее разны, так и наказания; и одни в сей жизни совершаются, и иногда тотчас, а другие оставляются до будущей жизни. Все, как судит правда Божия и милость к нам, даже в самом наказании. Что на недостойно причащающихся посылаемы были наказания еще в сей жизни, опыты сего были у самих коринфян, как вслед за сим сказывает Апостол. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем** **Ибо ядущий и пиющий недостойно, суд себе ест и пьет**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== Ст. 26-27 **Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает** Подобно тому как Иуда после принятия куска [хлеба] от Господа был покинут [Богом] и попал под власть сатаны [[new:in:12:26|(см. Ин. 12.26-27)]], так и те, которые испытывают Господа и недостойно приступают к приобщению Ему, после принятия [Евхаристийного] хлеба также оставляются [Богом], но не для того, чтобы попасть под власть сатаны наподобие Иуды, но чтобы, будучи милостиво воспитуемыми, они не были бы судимы и осуждены вместе с Иудой. **//Вопросы и ответы.//** См. Толкование на [[new:1kor:11:28#prp_anastasij_sinait|1 Кор. 11:28]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе** Не по существу Тайн (ибо они животворящи), но по недостоинству приступающего, подобно тому, как смотреть на солнце вредно для испорченных глаз. **Не рассуждая о Теле Господнем** То есть не исследуя, ни помышляя о величии предлежащего. Ибо если бы мы сознавали, что в известное , время предлежит, нам не нужно было бы другого пробуждения: одно это пробудило бы нас быть бдительными. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Прот. Николай Афанасьев ===== Церковь не отвергает личной молитвы отдельных ее членов, она сама призывает к этой молитве, но священнодействия совершаются не личной молитвой, а когда все собираются вместе в Церковь. Единение со Христом совершается на Его трапезе. Оно есть единение со всем Его телом. Индивидуализируя Евхаристию, мы разделяем Его тело, т. к. мы забываем об остальных его членах. В этом смысл несколько загадочных слов апостола Павла: «**Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не различая тела**». Недостоинство состоит в том, что «//каждый поспешает прежде есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается//» ([[new:1kor:11:21|ст. 21]]). Отделяя себя от других, он осуждает себя, т. к. отделяет себя от тела. Единение со Христом есть единение со всеми верными, а единение со всеми верными есть единение с Ним. Нарушая одно, мы нарушаем и другое. //**Трапеза Господня.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем** См. Толкование на [[new:1kor:11:28#lopuxin_ap|1 Кор. 11:28]] [<10>]