[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же** Второе (апостол) излагает далее так: «**потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса**»: и еще: «**никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым**» [[new:1kor:12:03|(1Кор.12:3)]]. Когда, говорит, ты увидишь, что кто-нибудь не произносит имени Иисуса или даже анафематствует Его, то он – гадатель; а когда увидишь другого, который обо всем говорит с именем Его, то знай, что он – духовный. Что же, спросишь, сказать об оглашенных? Если никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым, то что сказать о них, которые произносят имя Его, но Духа не имеют? Не о них теперь говорит (апостол), – так как (коринфяне) были тогда не оглашенные, – а о верующих и не верующих. Но разве никакой бес не именует Бога? Не говорили ли бесноватые: //«знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий»// [[new:mk:01:24|(Мк.1:24)]]? Не говорили ли они и Павлу //«сии человеки – рабы Бога Всевышнего»// [[new:act:16:17|(Деян.16:17)]]? Говорили, когда были мучимы и вынуждаемы, а добровольно и не мучимые никогда. Здесь можно спросить: для чего бес говорил это, а Павел запретил ему? (Павел) подражал своему Учителю; и Христос запрещал бесам говорить, не желая получать от них свидетельство. А для чего бес делал это? Он хотел произвести замешательство, лишить апостолов чести и склонить многих слушать его самого. Если бы это было допущено, то бесы оказались бы достойными вероятия и легко стали бы вводить, что им угодно. Потому, чтобы этого не было и чтобы обман не получил даже начала, (апостол) заграждает им уста и тогда, когда они говорили правду, для того, чтобы никто совершенно не внимал им во лжи, но всякий отвращал слух свой от всего, что бы они ни говорили. Показав таким образом первый и второй признак гадателей и пророков, (апостол) далее беседует о чудесах, приступая к этому предмету не просто, но так, чтобы прекратить происходившее отсюда несогласие и убедить тех, которые получили меньше, не скорбеть, а тех, которые получили больше, не превозноситься. Потому начинает так: «**дары различны, но Дух один и тот же**» [[new:1kor:12:04|(1Кор.12:4)]]. Прежде всего он вразумляет того, кто получил меньший дар и из-за этого скорбит. О чем, говорит, ты скорбишь? О том, что не получил столько, сколько другой? Но вспомни, что это – дар, а не долг, и получишь утешение в скорби. Потому он прямо и выразился так: «**дары различны**». Не сказал: знамения, или чудеса, но: дарования, названием дара убеждая не только не скорбеть, но и чувствовать благодарность. Вместе с тем, говорит, представь и то, что хотя ты получил дар меньшей меры, но удостоившись получить его оттуда же, откуда и получивший больше, ты имеешь одинаковую с ним честь; ты не можешь сказать, что ему даровал Дух, а тебе ангел; и тебе и ему даровал Дух. Потому и прибавляет: "**но Дух один и тот же**". Хотя есть различие в даре, но нет различия в Даровавшем: из одного источника получили и ты и он. //**Гомилия 29 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Если два бруска приложить один к другому, то их прямизна соединит их в единое целое, а если кривое дерево приложишь к бруску, то окажется, что искривленное не сходится с прямым. А поскольку похвала Божия есть правая, то необходимо правое сердце, чтобы ему подобала и приличествовала похвала. Если **никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым**, то как принесешь хвалу, когда в тебе нет //духа правого, обновленного в утробе твоей// [[old:ps:050:12|(Пс. 50:12)]]? //**Гомилии на Псалмы (Пс. 32).**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Если мы не можем иначе, **как только Духом Святым, назвать Иисуса Господом**, то можем ли мы без Духа Его проповедовать? //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже сказую вам, яко никтоже Духом Божиим глаголяй, речет анафема Иисуса; и никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым** Связь сих слов с предыдущим не так ясна. **Темже сказую**, говорит, – будто вывод из предыдущего делает; а как это выходит, оттуда не видно. Разве так: и в язычестве представляются некоторые дивности, как например, прорицания в исступлении, какие издавали бесы устами людей; и это будто дарования необычные, только бесовские, богопротивные; если хочешь удостовериться, заставь исступленника исповедать имя Господа Иисуса, и увидишь разность. «Когда ты увидишь, что кто-нибудь не произносит имени Иисуса, или даже анафематствует Его, то он бесоисступленник; а когда увидишь другого, который обо всем говорит с именем Его, то знай, что он истинный Духоносец» (святой Златоуст). «В ком действует Божественный Дух, тому невозможно сказать, что Христос чужд Божественного естества; никому невозможно также искренно исповедать Его Богом, как только просвещенному оною благодатию» (Феодорит). Верующие окружены были идолопоклонниками, которые иногда являли нечто, могшее изумлять. Апостол уже указал признак обмана в состоянии бесоисступленности их прорицателей. Теперь указывает другой (святой Златоуст) – в том, что те не могут терпеть имени Иисуса, хулят Его, злословят, говорят Ему: анафема. Исполненный Духом Божиим не может сказать худого слова об Иисусе; да и исповедать, как должно, Иисуса Господом никто сам собою не может, а если исповедует, то не иначе, как Духом Святым. Истинная вера, что Господь Иисус Христос есть Бог во плоти и Спаситель, Духом Божиим печатлеется в сердце. Есть разного рода нарицания Иисуса Господом; нарицают Его так иногда язык только, иногда память, иногда и мысль; но нарицание сердцем совсем иное от всего подобного. И бесы говорили Господу: //вемы Тя, кто еси, Сын Божий// [[new:mk:01:24|(Мк. 1, 24]]; [[new:lk:08:28|Лк. 8, 28)]]. Но тут ничего не было искреннего, а крылась хитрость и намерение посредством этого другим путем отклонять от Господа. В наше время хитрость подобная крылась у спиритов; сначала они хорошо говорили о Господе, потом запрещали говорить о Нем, а теперь открыто стали одни порицать Его, а другие уверять, что и Он из их партии. Показав таким образом существенное различие того, что у язычников призрачно представляется выходящим из обычного порядка, от того, что сверхъестественным образом действуется в Церкви, в виде чрезвычайных дарований, святой Павел говорит теперь бб) об источнике их (стихи [[new:1kor:12:04|4-6]]), вв) цели (стих [[new:1kor:12:07|7]]) и гг) разнообразии (стихи [[new:1kor:12:08|8–11]]), «беседуя об этом не просто, но так, чтобы прекратить происходившее отсюда несогласие и убедить тех, которые получили меньше, не скорбеть, а тех, которые получили больше, не превозноситься» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Как **никто, в Духе Божием говорящий**, и во имя Иисуса совершающий чудеса Духа, **не скажет анафемы Христу**, – так** никто не может сказать: Господь Иисус**, если не Духом Святым. Человек, в котором совершается действие даров Духа, – он может провозглашать и говорить: Господь есть Иисус. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Стяжавший совершенную любовь и всю жизнь свою по ней устроивший – Духом Святым именует Господом Иисуса. Из противного же сему бывает противное. //**Главы о любви.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Потому отказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** И это говорит, да будет тебе признаком вещуна: он "анафематствует", то есть хулит и злословит Иисуса; наоборот, признаком пророка: он произносит имя Господа с благохвалением. Что же оглашаемые? как они, не имея еще Духа, именуют Иисуса? Но не о них теперь речь, а о верующих и неверующих. Что же бесы? разве они не называли Иисуса именем Господа [[new:mk:05:07|(Мк. 5:7)]]? Но они называли под ударами и против воли, а добровольно и без поражения – никогда. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Не одному учит Единородный Сын, а другому – Всесвятой Дух. Но как о достоинстве Всесвятого Духа учил в божественном Евангелии Владыка Христос, так и о Его владычестве проповедовал Божественный Дух. И в ком действует Божественный Дух, тот не может сказать, что Христос чужд Божественного естества. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Есть многие разновидности духов, которые никто не сумеет распознать точно, если не будет обладать даром //различения духа// [[new:1kor:12:10|(1 Кор. 12:10)]]. //**Фрагменты.**// ===== Севериан Габальский ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Поскольку и легион, и имевшая дух прорицания называли Господа Иисусом, мы не говорим, что говорящий это говорит совершенным образом. Ибо есть многие праведные, называемые господами, но здесь исповедуется господство и власть Христа над всеми. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Ибо здесь названо то начало, от которого обозначен Господь Иисус, и не от лести человеков, подобно тому как и идолов называют богами, но в свете истины Духа Святого. Ибо что бы ни было высказано кем истинного, то говорится Духом Святым. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым** Теперь, в христианстве, нечего бояться этого бесовского влияния. Нельзя думать, чтобы христиане, восторженное состояние которых могло напоминать коринфянам о восторге языческих прорицателей, сделались игрушкой в руках бесовской силы. Никто, ведь, из говорящих в Духе Божием в богослужебном собрании, **не произнесет анафемы на Иисуса** – нечего бояться, что бесовская сила побудит к этому говорящего в Духе Божием. С другой стороны не следует презирать тех учителей веры, которые в простых словах исповедуют в Церкви Божественное достоинство Иисуса Христа. Хотя они и не находятся в таком восторженном состоянии, в каком находились говорившие в Духе Божием разными языками, однако и они побуждаются к этому исповеданию Духом Святым. Таким образом коринфяне могут быть спокойны, видя такой сильный приток духовных дарований в Церкви, а с другой стороны, они должны научиться ценить всякое исповедание Христа, даже и не облеченное в те блестящие формы, в какие была облечена речь говоривших в Духе Божием разными языками. – **Потому**, т. е. в виду, сопряженных с появлением духовных дарований в Церкви, воспоминаний о речах языческих прорицателей. – **Говорящий в Духе Божием**, т. е. находящийся в состоянии духовного восторга, когда утрачивается почти воля и самосознание. – **Анафемы на Иисуса**, т. е. не скажет, что имя Иисуса должно изгладиться из памяти человечества. Слово ανάθεμα у LXX и в Новом Завете обозначает предмет, который Богом обречен на уничтожение [[old:vtor:07:25|(Втор. 7:25]]; [[new:gal:01:08|Гал. 1:8)]]. Ап. говорит об анафеме **на Иисуса**, а не на Христа – потому, что имеет здесь в виду возможную напр. в собраниях иудеев речь какого-нибудь фанатика-еврея о Христе. Такой фанатик, конечно, называл Христа просто Иисусом. – **Назвать** – в смысле: исповедать – исповедать от всего сердца и с полным убеждением, подобно диакону-первомученику Стефану, исповедавшему Иисуса – Господом [[new:act:07:59|(Деян. 7:59)]]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:1kor:12:01#lopuxin_ap|1 Кор. 12:1]] [<10>]