[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-11 **Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** **«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом»** [[new:1kor:12:08|(1Кор.12:8–9)]]. Видишь ли, как он везде прибавляет: **«тем же Духом»**? Он знает, что в этом и заключается великое утешение. **«Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков»** [[new:1kor:12:10|(1Кор.12:10)]]. Так как последним они более всего гордились, то он и поставляет это на конце и присовокупляет: **«все же сие производит один и тот же Дух»** [[new:1kor:12:11|(1Кор.12:11)]]. **Дух**. Вот всеобщее врачевство утешения: все мы получаем от одного и того же корня, из одной и той же сокровищницы, из одного и того же источника! Поэтому-то он непрестанно употребляет это слово и тем уравнивает мнимое неравенство и утешает. Выше он говорил, что и Дух и Сын и Отец подают дарования; а здесь говорит только о Духе, чтобы ты и отсюда познал, что у них одно и то же достоинство. Что же значит: слово премудрости? То, которое имел Павел, которое имел Иоанн, сын грома. А слово разума? То, которое имели многие из верующих, хотя имевшие знание, но не бывшие в состоянии учить и удобно передавать другому то, что сами знали. Другому же вера: не вера в догматы, но вера чудодейственная, о которой Христос говорит: //«если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет»// [[new:mf:17:20|(Мф.17:20)]]. И апостолы о ней просили, когда говорили: //«умножь в нас веру»// [[new:lk:17:05|(Лк.17:5)]]. Она – мать чудотворений. Но иметь чудотворения, и дарования исцелений – не одно и то же. Кто имел дар исцелений, тот только врачевал, а имевший чудотворения мог и наказывать; от чудотворения не только врачевание, но и наказание, как например Павел ослепил, Петр поразил смертью. **«Иному пророчество, иному различение духов»**. Что значит: **«различение духов»**? Знание того, кто духовный и кто не духовный, кто пророк и кто обманщик, как говорит он и Фессалоникийцам: //«пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь»// [[new:1sol:05:20|(1Сол.5:20–21)]]. В то время была великая опасность от лжепророков, потому что диавол всячески старался противопоставить ложь истине. **«Иному разные языки, иному истолкование языков»**. Иной сам знал, что говорил, но другому истолковать не мог; а иной имел способность к тому и другому, или к чему-нибудь одному из двух. Этот дар (языков) почитался великим, потому что его и апостолы прежде всего получили и из коринфян многие имели, а дар учения – не так. Потому (апостол) поставляет тот прежде, а об этом (говорит) после. Между тем и тот для этого, равно как и все прочее, и пророчества, и чудотворения, и разные языков, и истолкование языков; и ничто не может равняться с ним, как он сам говорит: //«достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении»// [[new:1tim:05:17|(1Тим.5:17)]]; и еще в послании к Тимофею: //«занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании»// [[new:1tim:04:13|(1Тим.4:13–14)]]. Видишь ли, как он называет и это дарованием? Далее то же утешение, которое он предложил выше в словах: //«Дух один и тот же»//, повторяет и здесь, говоря: **«все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»**. И не только утешает, но и заграждает уста противнику словами: **«разделяя каждому особо, как Ему угодно»**, потому что утешая надобно и вразумлять, как он поступает и в послании к Римлянам, когда говорит: //«ты кто, человек, что споришь с Богом?»// [[new:rim:09:20|(Рим.9:20)]]. Так и здесь: **«разделяя каждому особо, как Ему угодно»**. Вместе с тем показывает, что принадлежащее Отцу принадлежит и Духу. Как об Отце сказал: //«а Бог один и тот же, производящий все во всех»//, так и о Духе: **«все же сие производит один и тот же Дух»**. Но производит, скажешь, под влиянием Бога? Нигде (апостол) не сказал этого, а ты сам это выдумываешь. Когда он говорит: **«производящий все во всех»**, говорит это о людях, а вовсе не считает с людьми и Духа, хотя бы ты тысячу раз, как безумный, повторял это. Так как он выше сказал: Духом, то, чтобы ты не подумал, что это выражение означает унижение (Духа) или зависимость (действий Его от другого), присовокупляет, что Дух действует, а не побуждается к действию, и действует, **«как Ему угодно»**, а не как повелевают Ему. Как об Отце Сын говорит, что Он //«воскрешает мертвых и оживляет»//, равно и о Себе самом, что Он //«оживляет, кого хочет»// [[new:in:05:21|(Ин.5:21)]], так и о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властью и ничто Ему не препятствует, – слова: //«дышит, где хочет»// [[new:in:03:08|(Ин.3:8)]], хотя сказаны о ветре, именно это и доказывают, – а здесь говорится, что Он **«все производит,... как Ему угодно»**. Из другого места можешь видеть, что Он не из тех, чрез кого действуют, но сам действует: //«ибо кто из человеков знает//, – говорит (апостол), – //что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»// [[new:1kor:02:11|(1Кор.2:11)]]. Дух человека, т. е. душа, не имеет нужды в постороннем воздействии, чтобы знать свое; это всякому известно; следовательно и Дух Святый – чтобы знать Божие: потому и говорит, что Дух Святый знает тайны Божии так же, как душа человеческая свои тайны. Если же в этом случае Он не побуждается к действию (кем-нибудь другим), то зная глубины Божии и действуя без постороннего влияния в раздаянии даров апостолам, Он тем более сам не находится в зависимости. Кроме того скажу и то, что я говорил прежде. Что именно? То, что если бы Дух был меньше и не единосущен (Отцу и Сыну), то не было бы никакого утешения в словах, что действует один и тот же Дух. Получивший что-нибудь от царя имеет великое утешение в том, что (царь) сам дал ему; а получивший от раба может еще более печалиться, что ему принес это посторонний. Таким образом и отсюда ясно, что Дух Святый не рабского, а царского существа: Апостол утешает коринфян как словами: //«служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же»//, так и вышесказанными: //«Дары различны, но Дух один и тот же»//, и последующими: **«все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».** //**Гомилия 29 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Одному чрез Духа дается слово премудрости, другому же вера** Великое благо – вера, когда она бывает от горячей души. Она имеет такую силу, что не только верующий сам спасается, но спаслись и другие чрез веру других уверовавших, как капернаумский расслабленный чрез веру несших его, как Лазарь чрез веру сестры, к которой сказал Господь: **«Если веруешь, узришь славу Божию»**. Как бы так говорил: так как Лазарь, будучи мертв, не может веровать, то ты восполни недостаток веры мертвеца. Двоякий бывает вид веры. Один – догматический, состоящий в согласии (усвоении или признании) души относительно чего-либо, как тот, о котором сказано: //«Верующий в Сына не судится»// [[new:in:03:18|(Ин. 3:18)]]. Другой дается в качестве благодати от Христа, о котором сказано: **«Одному чрез Духа дается слово премудрости, другому же вера»** [[new:1kor:12:08|(1Кор. 12:8–9)]], которая есть не догматическая только, но и совершающая вышечеловеческие дела, так что //«и горы переставляет»// [[new:1kor:13:02|(1Кор. 13:2)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VII.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 8-10 **Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о том же Дусе; другому же вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков** Таково разнообразие даров Святого Духа! «Что значит **слово премудрости**? – То, которое имел Павел, которое имел Иоанн, сын громов. А **слово разума**? – То, которое имели многие из верующих, хотя имевшие знание, но не бывшие в состоянии учить и удобно передавать другому то, что сами знали» (святой Златоуст). «**Словом премудрости** Апостол называет не красноречие, но истинное учение, благодать которого прияли и сам божественный Апостол, и богомудрый Евангелист Иоанн, и божественнейший первоверховный из Апостолов Петр, и первый из мучеников блаженный Стефан. Ибо рыбари, питающиеся трудами рук, не знающие грамоты, не могли бы отважиться всенародно говорить и писать, исполняя притом слова и писания свои самой великой, какая только возможна, силы, если бы не прияли истинной премудрости от Божественного Духа. Другие же из уверовавших, хотя имели ведение, но не в силах были, подобно им, говорить народу. И сие было даром ведения, по благодати Святого Духа» (Феодорит). Феофилакт выставляет такую причину, почему так надобно понимать слово премудрости: премудрость,– σοφια, она называется уяснительницею– σαφεια,– так как она проясняет,– διασαφουσα, сокровенное. Но, может быть, под словом премудрости можно разуметь слово деятельное, от опытности духовной, о тайнах жизни духовной; а под словом разума – слово знательное, умозрение, о тех же предметах, сколько то доступно уму. Что **вера**? – Это «не вера в догматы, но вера чудодейственная, о которой Христос говорит: //аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет// [[new:mf:17:20|(Мф. 17, 20)]]. И Апостолы о ней просили, когда говорили: //приложи нам веру// [[new:lk:17:05|(Лк. 17, 5)]]. Ибо она мать чудотворений» (святой Златоуст). «Здесь разумеет Апостол не веру общую, но ту, о которой говорит несколько ниже: и аще имам всю веру, яко и горы преставляти (13, 2). Ибо по причине преобладающего неверия (Апостолы и другие верующие) творили много подобных изумительных чудес, и ими руководили неверных к истине» (Феодорит). Что **дарования исцелений**? – Феодорит пишет: «Апостол разумеет под сим уврачевание недужных, дарование хождения хромым и возвращение света лишенным зрения. Ибо сие совершалось в то время, свидетельница чему история Деяний. Так о богомудром Петре сказано, что многих недужных на стогнах полагали //на одрех, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них// [[new:act:05:15|(Деян. 5, 15)]]; а о божественном Павле, что пот одежд его изгонял болезни [[new:act:19:12|(19, 12)]]». Что **действия сил**? – Святой Златоуст говорит: «Иметь **действия сил и дарования исцелений** не одно и то же. Кто имел дар исцелений, тот только врачевал; а имевший действия сил мог и наказывать, ибо от силы не только врачевание, но и наказание, как например, Павел ослепил, Петр поразил смертию». То же и Феодорит: «Сие дарование нередко налагало и наказания, как на Елиму – лишение света, а на Ананию и Сапфиру – преждевременную смерть». Экумений прилагает сюда силу //предавать сатане, да научатся не хулити// [[new:1tim:01:20|(1 Тим. 1, 20)]]. Что **пророчество**? – Это дар прозревать будущее, открывать сокровенное, узнавать у кого что на сердце. «И сего дарования были тогда причастниками многие, не только мужи, но и жены» (Феодорит). Пророчествовали дочери Филиппа; некто Ананий предсказал святому Павлу узы, и др. Что **разсуждения духовом**? – Феодорит пишет: «Поелику в то время были и прорицатели (по внушению бесов), обольщавшие людей, то иным подаваема была Божественным Духом и такая некая благодать, чтобы обличать одержимых сопротивным духом». Святой Златоуст говорит, что «Рассуждение духовом есть знание того, кто духовный (Духом Святым исполнен) и кто не духовный (от себя только говорит), кто пророк и кто обманщик. В то время была великая опасность от лжепророков, потому что дьявол всячески старался противопоставить ложь истине». Что **роди языков**? – Дар говорить на разных языках, не от изучения их, а по дарованию от Духа Божия. Римская империя преисполнена была народами разноязычными. Чтоб никто не лишен был возможности слышать благовестие, всюду подаваем был дар говорить разными языками. Этот дар и дар слова премудрости были самые необходимые. «Апостол дал ему последнее место, а дарованию учительства первое, потому что для обоих сих дарований даны и прочие, чтобы проповедь приемлема была с верою» (Феодорит). «Этот дар (языков) почитался великим; его и Апостолы прежде всего получили, и из коринфян многие имели, но дар учения выше. Его и поставил Апостол прежде, а об этом говорит в конце, ибо этот для того (дара учения), равно как и все прочее, и пророчества, и действия сил, и дарование исцелений,– и ничто не может равняться с ним, как сам он говорит: //прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении// [[new:1tim:05:17|(1 Тим. 5, 17)]]» (святой Златоуст). Что **сказания языков**? – Дар истолковывать для других сказанное на чужих языках. «Иной сам знал, что говорил, но другому истолковать не мог; а иной имел способность к тому и другому» (святой Златоуст). «И это было духовное дарование. Ибо нередко знающий один только еллинский язык, когда другой беседовал на языке скифском и фракийском, переводил его слушающим» (Феодорит). «Этот дар иногда имели и сами говорившие на языках, и сами себя истолковывали» (Экумений). Перечисляя такие дарования, Апостол изъяснил, что они даются то **о томже Дусе**, то **темже Духом**, «научая, что хотя потоки различны, но источник несомненно один. Но и сего признал недостаточным, а присовокупил» (Феодорит): //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом** Так **одному дана речь мудрости**, то есть **слово знания**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом** Когда Павел говорит о слове мудрости и слове знания, надо относить **мудрость** к знанию божественного, а **знание** - к вещам человеческим. //**О Троице.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Одному дается Духом (δια του πνεύματος) слово мудрости** Какое имел Иоанн Богослов, также и сам Павел. Заметь и то, что о Духе употреблен здесь предлог δια (чрез). **Другому слово знания, тем же Духом** Какое имели многие из верующих, сами имевшие знание, но других научить не могшие. Ибо мудрость (σοφία) учит, будучи некоторой ясностью (σαφεία), так как она обнаруживает и сокровенное. Везде упоминает об одном и том же Духе, чтобы утешить (как много раз говорено) того, кто получил меньше. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом** **Слово мудрости** - это способность понять сказанное в премудрости Божией пророками и евангелистами и передать слушателям. **Слово знания** - это откровение скрытого, которое кто-то не знающий узнает первым от познания благодати и сообщает другим. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом** То есть дается благоразумие не из книг, но от светозарного огня Духа Святого. Чтобы такой сердце имел просвещенное и был благоразумен и мог различать, чего избегать, а чему следовать. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом** Ап. перечисляет различные дарования Св. Духа, - очень может быть, впрочем, не все (свящ. //Фивейский//). На первом месте он ставит //слово мудрости// (λόγος σοφίας). Этим выражением Ап. обозначает речь, которая глубоко и широко освещает и теоретические и практические учения христианства, причем изложение ее стоит на уровне лучших ораторских произведений. Рядом с этим даром Св. Духа находится //слово знания// (λ. γνώσεως). Если мудрость обозначает нечто данное, постоянное в человеке, то //знание// будет заключать в себе идею собственного искания, особенного напряжения умственных способностей человека. Все-таки, нужно заметить, и знание приобретается человеком при содействии Св. Духа. Предмет знания - тот же, что и предмет мудрости. Ап. берет этот дар в тот момент, когда он применяется для назидания Церкви. Поэтому он говорит о //слове// знания [Некоторые толкователи стараются приписать особые значения выражениям εν πνευμ., δια πνευμ,.κατα πνευμ., //(в Духе, Духом, по Духу)//, но все их объяснения страдают крайней искусственностью; едва ли можно сомневаться в том, что все эти предлоги здесь у Ап. Павла не имеют между собою различия...]. См. также Толкование на [[new:1kor:12:04#lopuxin_ap|1 Кор. 12:4]] [<10>]