[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков** См. Толкование на [[new:1kor:12:08#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 12:8]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков** Итак, согласно апостолу, пророчество не только через Отца и Сына, но и через Святого Духа; посему и дар один, и благодать одна. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков** См. Толкование на [[new:1kor:12:08#svt_feofan_zatvornik|1 Кор 12:8]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков** **Иному** дана **способность укрепления** ближних во время испытания; **иному пророчество**, дабы открывать и указывать, что имеет быть в последующие времена; **иному различение духов**, то есть хорошее управление в церкви; **иному роды языков** различные; иным же **истолкование** тех же **языков**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Иному чудотворения** Такой мог и наказать непокорных, как, например, Павел поразил Елиму слепотой ([[new:act:13:11|Деян. 13:11]]), а Петр Ананию поразил смертью ([[new:act:05:03|Деян. 5:3-5]]). Получивший дарования исцелений не мог совершать этого. **Иному пророчество, иному различение духов** То есть способность знать, кто духовен, а кто недуховен, кто пророк, а кто обольститель. **Иному разные языки, иному истолкование языков.** Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первый дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих. Но это не так. Ибо дарование учительства важнее, и истолкование языков важнее, нежели дар просто говорить на языках. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков** И было много причастников этого дарования, не только мужи, но и жены. И этому ясно учит история Деяний. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков** В различении даров духовных упоминается также, что иным дается **различение духов**. Это дар духовный, в котором дух распознается, как о том и в другом месте говорит апостол: //испытывайте духов, от Бога ли они// [[new:1in:04:01|(1 Ин. 4:1)]]. //**Гомилии на Книгу Исхода.**// ===== Амвросиаст ===== **иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков** **Истолкование** здесь означает верное толкование, согласно дару Божию, сказанного на языках устно или в книгах. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков** //Чудотворения// (ενεργήματα δυνάμεων). Здесь Ап. разумеет более широкое дарование, именно способность совершать всякие чудесные действия на пользу Церкви - воскрешать мертвых, изгонять бесов, карать чудесными наказаниями неверующих, спасать находящихся в смертной опасности. - //Иному пророчество// (προφητεία). Это не иное что как речь, в которой вдохновенный христианин, для назидания Церкви, говорит об открытых ему Св. Духом тайнах прошедшего и будущего Церкви Христовой, в тоже время выясняя и многое из явлений современной ему жизни. Такими речами пророков жизнь церковная оживлялась и возвышалась. Многие члены Церкви находили в этих речах успокоение от тревог и утешение в печалях (Ср. [[new:1kor:14:03|XIV:3]]). - //Различение духов// (διακρισις πνευμάτων). Под духами здесь Ап. разумеет вообще людей, находящихся в состоянии восторга, вдохновения, которое могло быть результатом воздействия на дух человеческий Духа Св., но могло иногда возникнуть и из других причин (напр., из самовнушения или под влиянием бесовской силы). Поэтому духи или вдохновенные люди, выступавшие в богослужебных собраниях, нуждались в особом контроле; этот контроль, конечно, могли производить все христиане, пользуясь признаками истинного вдохновения, указанными Апостолом в ст. 3-м, но в затруднительных случаях распознавать духов могли только люди, получившие для этого особую благодать Св. Духа. - //Разные языки// - точнее: //роды языков//(γένη γλώσσων). Этот дар доселе возбуждает недоумение в толкователях Св. Писания, которые употребляют все усилия к тому, чтобы разгадать его сущность. 1) Одни понимают выражение: роды языков в смысле указания на устарелые, необычные выражения, которыми пользовался в своей речи человек вдохновенный; 2) другие видят //в этих родах// разные говоры одного и того же греческого языка; 3) иные - преимущественно древнецерковные-толкователи объясняли это выражение как обозначение дара говорить на одном или нескольких иностранных языках. Этот дар - говорили означенные толкователи - был особенно полезен в те времена, когда проповедникам Евангелия приходилось выступать с своею проповедью пред разными иноплеменными народами. Таким образом этот дар, отожествляют с тем, какой все верующие, собравшиеся в сионской горнице, получили в день сошествия на них Св. Духа, когда они стали говорить //разными языками// [[new:act:02:02|(Деян II:2)]]. Но с таким мнением едва ли можно согласиться. К чему, прежде всего, было бы даже проповедникам Евангелия иметь такой дар? С двумя языками - греческим и латинским - они смело могли идти в любую провинцию римской империи, не опасаясь того, что они останутся непонятыми. Потом, какую пользу принес бы этот дар Церкви коринфской, где, по-видимому, он проявлялся с особою силою и очень часто на богослужебных собраниях христиан? Поняли ли бы коринфяне, если бы кто-нибудь из их сограждан вдруг заговорил на китайском или индийском языке? Затем, при таком предположении было бы невозможно объяснить, почему Ап. не сказал просто: языки, а употребил выражение: //роды языков.// Еще более неубедительным является первое мнение, потому что в церковной общине г. Коринфа, состоявшей преимущественно из людей необразованных, едва ли можно предполагать знакомство с архаизмами и провинциализмами. Да и мог ли вдохновенный христианин, не отдававший сам себе ясного отчета в том, что он говорит [[new:1kor:14:14|(XIV:14]]), подбирать намеренно, в речи своей, такие вышедшие из употребления выражения? То же самое можно сказать и по поводу второго мнения. - Из новейших взглядов на этот дар заслуживают внимания два: первый взгляд (Godet) видит в родах языков речь, созданную непосредственно Самим Духом Святым. В этой речи выражал говоривший свои чувства, охватившие его душу, когда в нем утвердилось сознание своего усыновления Богу, когда он почувствовал себя спасенным. Эта речь представляла собою нечто среднее между пением и разговором, была похожа на так называемый речитатив... Но и этот взгляд не объясняет нам, каким образом такая речь могла служить знамением для неверующих ([[new:1kor:14:22|XIV:22)]], и потом, зачем бы при такой речи понадобился для слушателей ее истолкователь? ([[new:1kor:14:13|XIV:13]]). По другому взгляду (свящ. Фивейский), выражение роды языков имеет значение //гимнологическое//. Слово //род// есть музыкально-гимнологический технический термин, равно как и слово язык в В. и Н. Завете имело гимнологическое значение и употребление. Таким образом Ап. указывает здесь на способность воспевать хвалы Богу в самых разнообразных тонах и формах... С таким взглядом едва ли можно согласиться опять в силу того соображения, что он не объясняет, почему дар языков был //знамением для неверующих// и почему гимны, псалмы и прочие музыкальные произведения, если таковые здесь разумеются, получили это странное название //языков// (γλωσσων). Из всего сказанного видно, что ни одно из существующих объяснений рассматриваемого дара не имеет убедительности [Некоторые пояснения об этом даре - см. //примечание// в конце ХІІ-й главы]. Точно также нельзя с большею или меньшею вероятностью сказать, что такое был дар //истолкования языков// (ερμηνεία γλεσσων). Несомненно только, что //истолкователь//, благодаря воздействию Духа Св., мог проникать в тайны, о коих говорил обладавший даром языков, и передавать содержание его речи слушателям. - Что касается того вопроса, под какие классы можно подвести все упомянутые в 8-10 стихах девять духовных дарований, то и этот вопрос разрешить едва ли возможно. Все попытки толкователей, сделанные в этом направлении, не дают удовлетворительного объяснения. Замечается только, что сходные дары у Апостола поставлены рядом, а именно: 1) слово мудрости и слово знания; 2) вера, дары исцелений, чудотворения; 3) пророчество, различение духов; 4) разные языки, истолкование языков. См. также Толкование на [[new:1kor:12:04#lopuxin_ap|1 Кор. 12:4]] [<10>]