[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** См. Толкование на [[new:1kor:12:08#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 12:8]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** Итак, мы будем говорить о Святом Духе только то, что написано, а о чем не написано, о том не будем любопытствовать. Сам Дух Святой изрек Писания, и Сам о Себе сказал, сколько хотел или сколько мы можем вместить. Итак, будем говорить то, что Он сказал, а чего не сказал, того и не дерзаем. ...Один и тот же дождь идет во всем мире. Однако в лилии он становится белым, в розе - красным, в фиалках и гиацинтах - багряным, и в разных видах - разноцветным и разнообразным. В финике он один, а в винограде - другой, и во всем принимает свой вид, будучи единообразным и не отличным сам по себе. Ведь дождь не изменяется сам по себе и не сходит то в том, то в другом виде, но, подчиняясь составу тех вещей, которые его принимают, сообразуется с каждой. Так и Святой Дух, будучи одним, единообразным и нераздельным, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое дерево, напитавшись влагой, пускает ветви, так и грешная душа, через покаяние сподобившись Святого Духа, приносит плоды правды. Ибо Он, будучи единообразен, по воле Бога [Отца] и именем Христа производит многие добродетели. У одного обращает язык к премудрости, у другого просвещает пророчеством душу, иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность толковать божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию, иного научает посту и подвижничеству, другого научает презрению того, что относится к телу, прочего готовит к мученичеству, в других производит другое, но Сам в Себе не различен. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** Дух говорил и в патриархах, и в пророках, и в апостолах, а апостолы начали достигать совершенства после того, как обрели Святого Духа. Итак, нет разделения между силой Божией и благодатью, потому что хотя **дары различны, но Дух один и тот же**. //**О Святом Духе.**// ---- То, что Бог разделяет, относится к Его справедливости; то, что разделяет сообразно Своей воле, относится к Его могуществу или говорит о том, что Он хочет каждому дать то, что, как Ему ведомо, принесет пользу. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет** «Всем этим Апостол утешает приявших меньшие дарования, научая их, что и это дары Божия Духа, а Дух Божий подает, как Ему угодно; угодно же Ему полезное» (Феодорит). «Вот главное основание утешения: мы все получаем из одного и того же корня, из одной и той же сокровищницы, из одного и того же источника. Посему-то он непрестанно употребляет это слово, и тем уравнивает мнимое неравенство и утешает. Выше он говорил, что и Дух, и Сын, и Отец подают дарование, а здесь говорит только о Духе, дабы ты отсюда познал, что у них одно и то же достоинство. И не только утешает он этим, но и заграждает уста противнику словами: **разделяя коемуждо, якоже хощет**; ибо, утешая, надобно и вразумлять, как он поступает и в послании к Римлянам, когда говорит: //ты кто еси против отвещаяй Богови// [[new:rim:09:20|(Рим. 9, 20)]]? Так и здесь: **разделяя властию коемуждо, якоже хощет**. Вместе с тем показывает, что принадлежащее Отцу принадлежит и Духу. Ибо как об Отце сказал: //а тойжде Бог действуяй вся во всех//; так и о Духе: **вся же сия действует един и тойжде Дух**. Но действует, скажешь, под влиянием Бога? – Нигде Апостол не сказал этого, а ты сам это выдумываешь. Когда он говорит о Боге Отце: //действуяй вся во всех//, говорит это о людях, а вовсе не считает с людьми и Духа, хотя бы ты тысячу раз, как безумный, повторял это. Так как он выше сказал: **Духом** (δια του Πνευματος,– //дается слово премудрости//), то, дабы ты не подумал, что это выражение означает унижение Духа, или зависимость действий Его от другого, присовокупляет, что Дух **действует**, а не побуждается к действию, и действует, **якоже хощет**, а не как повелевают Ему. Как об Отце Сын говорит, что //Он воскрешает мертвыя и живит//, равно и о Себе Самом, что Он //ихже хощет живит// [[new:in:05:21|(Ин. 5, 21)]]; так и о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властию, и ничто ему не препятствует,– ибо слова: //идеже хощет, дышет// [[new:in:03:08|(Ин. 3, 8)]], хотя сказаны о ветре, но доказывают и это; а здесь говорится, что Он вся действует, якоже хощет. И из другого места можешь видеть, что Он не такое существо, чрез которое действуют, но Сам действует; //кто бо весть//,– говорит Апостол,– //яже в человеце, точию дух человека? тако... и Божия никтоже весть точию Дух Божий// [[new:1kor:02:11|(1 Кор. 2, 11)]]. Дух человека, то есть душа, не имеет нужды в постороннем побуждении, чтобы знать свое; это всякому известно; следовательно, и Дух Святой – чтобы знать Божие, ибо, говорит, Дух Святой знает тайны Божии так же, как душа человеческая свои тайны. Если же в этом случае Он не побуждается к действию кем-либо другим, то, зная глубины Божии и действуя без постороннего влияния в раздаянии даров Апостолам, Он тем более Сам не находится в зависимости.– Не будем же унывать, скорбеть и говорить: почему я то получил, а это не получил; не будем требовать отчета от Святого Духа, ибо если ты знаешь, что Он подает по Своему промышлению, и сознаешь, что по тому же промышлению Он подает в известной мере, то будь доволен и радуйся тому, что получил; не огорчайся тем, чего не получил, но еще воздавай благодарение за то, что не получил выше сил своих» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** **Сие же все** от Одного и Того же Духа, Который дает и разделяет по воле Своей. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** Опять предлагает то же утешение, то есть что все производит один и тот же Дух. Особенно же заграждает уста тому, кто не доволен своим уделом; ибо говорит: как Ему угодно, так и творит. Кто же ты такой, что не доволен? Заметь это изречение и против восставших на Духа. Ибо Он действует не как Ему поведено, но как Ему угодно. Посему Он - Владыка и Бог. И действует, как и Отец, производящий все во всех (выше, [[new:1kor:12:06|ст.6]]). //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Августин ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** Не все получают все: эти - одно, те - другое; хотя и получают сам дар, которым все разделяется соответственно каждому, дар - Святой Дух. //**О Троице.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** Всем этим апостол утешает получивших меньшие дарования, научая их, что и это - дары Божественного Духа. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** Неужели все говорят языками? Неужели все понимают? Вы стремитесь к большим дарам, но один только Дух творит все, разделяя каждому по желанию Своему. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Амвросиаст ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** То, что выше говорил о трех Лицах, апостол теперь провозглашает как деяние через одного Святого Духа. Ибо поскольку все Три - одной  природы и добродетели, то, когда производит Один, действуют Три: един при этом Бог, Чья благодать разделяется, как того хочет, не по заслугам людей, но более для строительства Церкви Его. Ибо все, чему мир хочет подражать, но не может, ибо мир есть плотян, то можно видеть в Церкви, которая есть дом Бога, и оно есть обеспечиваемое трудами каждого по дару и наставлению Святого Духа для доказательства истины в тех, кого презирают в мире. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно** Особую важность Ап. придает тому обстоятельству, что при всем разнообразии даров между ними существует единство по их происхождению от Единого Св. Духа. - //Разделяя// (διαιρου̃ν), т. е. раздавая дары с разбором, соответственно способностям каждого получающего. Но часто и способный от природы человек не удостаивается получить духовного дара, потому что Дух Св. действует, //как Ему угодно//, т. е. согласно с основными свойствами Своего существа: премудростью, благостью и справедливостью. См. также Толкование на [[new:1kor:12:04#lopuxin_ap|1 Кор. 12:4]] [<10>]