[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 14:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке** **«Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить»** [[new:1kor:14:19|(1Кор.14:19)]]. Что значит: **«сказать умом моим, чтобы и других наставить»**? Говорить то, что понимаю, что могу истолковать и другим, говорить с сознанием и поучать слушателей. **«Нежели тьму слов на незнакомом языке»**. Почему? **«Чтобы и других наставить»**, говорит. Первое доставляет только показную славу, а последнее – великую пользу. Везде он ищет одного – общей пользы. Хотя дар языков был необыкновенным, а дар пророчества обыкновенным, древним, и принадлежал уже многим, между тем как тот стал известен тогда в первый раз, однако (Павел) считал его не очень желательным для себя, и даже не пользовался им, не потому, чтобы не имел его, но потому, что искал более полезного. Он был чужд всякого тщеславия и имел в виду только одно, как бы сделать лучшими слушателей. Потому он и мог видеть полезное и для себя и для других, что был свободен от тщеславия; а кто поработил себя этой страсти, тот не может видеть полезного не только для других, но и для себя. Таков был Симон, который, руководясь тщеславием, не видел полезного и для себя [[new:act:08:start|(Деян.8)]]; таковы были иудеи, которые потому же предали диаволу собственное спасение. //**Гомилия 35 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком** «Прежде вас сподобился я сего дарования, чрез меня и вы прияли благодать сию. Однако же, заботясь о пользе многих, ясное учение предпочитаю неясному» (Феодорит). «Что значит: **умом моим глаголати, да и ины пользую?** – Говорить то, что понимаю, что могу истолковать и другим, говорить внятно и поучать слушателей. **Нежели тмы словес языком**. Почему? – **Да и ины пользую**, говорит. Первое доставляет только внешнюю славу, а последнее – великую пользу. Везде он ищет одного – общей пользы. Хотя дар языков был необыкновенным, а дар пророчества обыкновенным, древним, и принадлежал уже многим, между тем как тот стал известен тогда в первый раз, однако Павел считал его не очень вожделенным для себя, и даже не пользовался им, не потому, чтобы не имел его, но потому что искал полезнейшего. Он был чужд всякого тщеславия и имел в виду только одно, как бы сделать лучшими слушателей. Потому он и мог видеть полезное и для себя, и для других, что был свободен от тщеславия; а кто поработил себя этой страсти, тот не может видеть полезного не только для других, но и для себя (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Великий делатель великой и совершенной молитвы сказал: **хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком**. Такая молитва» — благодатная молитва ума в сердце, чуждая парения «не свойственна младенцам: и потому мы, как младенцы, заботясь о качестве молитвы» — о внимании при посредстве заключения ума в слова — «будем молиться очень много. Количество служит причиною качества. Господь дает чистую молитву тому, кто молится безленостно, много и постоянно своею оскверняемою развлечением молитвою» (Лествица. Слово 28, гл. 21). //**О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке** **Но в народе желаю пять слов** правильно и с толком **сказать** и другим быть полезным, **нежели тьму слов на языке** наговорить; так как не достохвально это, и я не принесу пользы ближним моим. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим** **Церковь** можно разуметь в двух видах: или как собрание верных, или как душевный состав. Посему, когда церковь берется духовно, — в значении человека, тогда она есть целый состав его; а «**пять словес**» означают пять общих добродетелей, которые делятся на многие виды и назидают целого человека. Как тот, кто глаголет о Господе, пятью словесами объемлет всю мудрость: так тот, кто последует Господу, пятью добродетелями назидает великое благочестие: потому что добродетелей сих пять, но они объемлют собою и все прочие. Первая — молитва, потом воздержание, милостыня, нищета, долготерпение; все они, будучи совершаемы по желанию и произволению, суть словеса душевные, глаголемые Господом и слышимые сердцем; ибо действует Господь, и Дух глаголет тогда мысленно; и в какой мере вожделеет сердце, в такой совершает явно. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 37.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке** //На что указывает Апостол, говоря: **Пусть лучше случится мне сказать пять слов в церкви,нежели тысячу слов на языке**?// Пять слов говорит тот, кто — пусть даже это говорящий наедине с собой — произносит слово наставительное к пяти чувствам, тысячу же слов на языке говорит тот, кто своим словом творит призывание страстей. Или еще: пять слов говорит тот, кто посредством созерцания сущего в Духе указует на Творца, ибо естество пятерично, поскольку составлено из вида и четырех стихий; тысячу же слов говорит тот, кто ради собственной славы инаслаждения измышляет изысканные речи и [звучащие] убедительно сплетения словес о действии видимых [вещей] и вместо Творца боготворит творение, — ведь творение дано не для того, чтобы быть обожествляемым, а чтобы наставить [нас] о Боге. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке** **Умом моим**, то есть понимая и сознавая свои слова, и будучи в состоянии объяснить их, дабы принести пользу и другим. **Нежели тьму слов на незнакомом языке**, то есть когда не могу истолковать их; ибо в таком случае польза ограничивается только мной одним. **Пять же слов** говорит всякий учитель, который прилагает приличное лекарство к каждому из пяти чувств наших. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке** То есть в ясности ума и на знакомом языке. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке** См. Толкование на [[new:1kor:14:18#lopuxin_ap|1 Кор. 14:18]] [<10>]