[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию** См. Толкование на [[new:1kor:15:06#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:6]] ---- Чтобы мы познали всю глубину его смиренномудрия, присовокупил: **«зане гоних Церковь Божию»**. Что делаешь, Павел? Господь, по Своему милосердию, простил и загладил все грехи твои, а ты еще помнишь о них? Так, говорит, я знаю и уверен, что Господь разрешил меня (от грехов): но когда подумаю о делах своих и посмотрю на бездну человеколюбия Божия, тогда вполне удостоверяюсь; что (только) благодатию и человеколюбием Его я то, что есмь. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 31.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аз бо есмь мний Апостолов, иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию** Перечисление очевидцев-свидетелей воскресения кончено. Их так много, что не верить воскресению Господню будет то же, что называть день ночью. Следовало бы теперь сказать только то, что сказал чрез два стиха: так проповедуем, и так вы уверовали. Но, коснувшись себя и своего призвания, Апостол не мог удержаться, чтобы не остановиться на этом и по своему чувству смирения и благодарности, и по цели, с какою приводил свидетельства воскресения. **Гоних церковь**, говорит, и потому Апостолом не стою именоваться. Сильное выражение смирения; но между тем, если прежде гнал Церковь, а теперь стал проповедником веры, основанием которой служит воскресение Христово, то для всякого отсюда выходило наведение: верно, этот гонитель имел поразительное удостоверение в воскресении, когда из гонителя сделался проповедником веры. Это наведение придавало свидетельству святого Павла о воскресении Христовом высшую цену пред всеми другими; оно и их всех возвышало и венчало собою. Святой Златоуст говорит на это: «**Аз есмь**, говорит, **мний Апостолов**. Не сказал: только двенадцати, но и всех прочих (в [[new:ef:03:08|Еф. 3, 8]] – и всех святых). Все это он говорит как по смирению, так и с тем намерением, дабы расположить слушателей к скорейшему принятию последующих слов. Ибо если бы он вместо этого сказал: вы должны верить мне, что Христос воскрес, потому что я видел Его, и я достовернее всех,– свидетелей, потому что потрудился более всех: то мог бы такими словами оскорбить слушателей. А теперь, изображая наперед обстоятельства, служащие к его уничижению и осуждению, он и смягчает речь свою, и пролагает путь к вере в его свидетельство». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== Если вы получите от Бога прощение в грехах ваших, то не забывайте себя, чтобы плоды вашего покаяния не сделались бесполезными для вас, но подражайте учителю вселенной апостолу Павлу, который, удостоившись видеть явившегося ему Бога и слышать голос Его, не забыл самого себя и помнил прежнее свое неразумие, забытое уже Милосердым Богом, но открыто говорил: **гоних церковь Божию**. Есть у него и другие подобные признания. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию** См. Толкование на [[new:1kor:15:01#prp_efrem_sirin|1 Кор. 15:1]] ===== Блаж. Августин Иппонский ===== **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию** Этот самый **наименьший из апостолов** Твоих, в устах которого прозвенели эти Твои слова, предпочел называться не Савлом, как раньше, а Павлом в знак великой победы: он, воин, сразил гордость проконсула Павла, подвел его под легкое иго Христа и привел в подданство великому Царю. Крепче поражается враг от человека, которого он крепко держал и через которого многих держал. //**Исповедь.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию** Сам о себе произносит суд: я, говорит, меньший не только двенадцати, но и всех прочих. Смотри, здесь напоминает о тех грехах, от которых избавился через крещение, для того, чтобы показать, какую благодать получил от Бога. Для чего же, выставляя сам себя свидетелем Воскресения Христова, так как Он явился и ему, перечисляет свои недостатки? Для того, чтобы заслужить более доверия. Ибо кто по сущей справедливости изложил собственные недостоинства, тот не будет напрасно говорить в пользу иного. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию** Если это признает апостол, насколько больше должен признавать грешник? Ибо обвинитель должен быть справедлив к себе в первую очередь. Следовательно, если праведный готов обвинять себя, то насколько больше это подобает грешнику? //**Трактат на Псалмы (Пс. 135).**// ---- Горе тому, кто упрекает создателя своего; горе тому, кто говорит отцу: зачем ты породил меня? Или матери: зачем ты родила меня? Это к тем относится, которые говорят: почему я таким создан, что не могу вечно быть без греха? Почему был создан такой сосуд, что я не остаюсь твердым, как сталь, ко всякому прикосновению, а глиняным и хрупким? Давайте устыдимся и скажем, что так говорят те, кто только добивается награды. Возможно ли нам говорить, что грешники помещены на земле в хрупком и смертном теле, когда мы видим, что святые беседуют на небесах и даже одарены нетленностью и бессмертием? А вы говорите, что путь Господа не прямой, хотя ваши пути кривые. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию** Павел умаляет себя по сравнению с другими во временном отношении. Поскольку по времени меньший, а не по достоинству. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию** **Ибо я, наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом**. Это объяснение того, почему он назвал себя извергом: он почитает себя наименьшим или последним из Апостолов и недостойным имени Апостола. Почему так говорит Павел? **Потому**, отвечает он, **что я гнал Церковь Божью**. Об этом читаем в книге Деяний Апостольских [[new:act:08:03|(8:3;]] [[new:act:09:01|9:1)]], и сам Павел пишет в первом послании к Тимофею [[new:1tim:01:13|(1 Тим. 1:13)]]. Говорит Павел о своем недостоинстве для того, чтобы тем яснее раскрыть величие благодати Божией, явившейся на нем. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною** Свою неподготовленность к апостольскому служению Ап. подтверждает указанием на то, что он был гонителем Церкви Христовой. //Наименьший из Апостолов// - это говорит о себе Ап. по чувству смирения. Мало того, в посл. к Еф он называет себя наименьшим из христиан [[new:ef:03:08|(Еф III:8)]]. - //Что есмь//, т. е. я стал христианином, Апостолом и, наконец, Апостолом целого языческого мира. - //Более всех их// - конечно, больше всех Апостолов, взятых вместе. Ср. [[new:rim:15:19|Рим XV:19]]. - //Потрудился//. Это выражение обозначает не только самый процесс работы, а указывает и на ее результаты (ср. [[new:in:04:38|Ин IV:38).]] Ап. Павел уже тогда мог сказать о себе, что его проповедь имела большие результаты, чем проповедь всех Апостолов. - //Благодать... со мною//. Ап. однако не забывает, что во всех его делах ему помогала вседейственная благодать Божия. См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]