[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес** См. Толкование на [[new:1kor:15:12#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:12]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста** Возьмем, говорит, вашу мысль с другой стороны. Пусть она истинна. Смотрите теперь, что из нее должно следовать? Если невозможно воскресение мертвых, то и воскресение Христа невозможно; если невозможно, то его не было. Ибо a non posse ad non esse заключение идет само собою. Или: что есть неотъемлемая принадлежность рода, то имеет место в каждом неделимом. Если по-вашему воскресение мертвых немыслимо, то оно немыслимо и во Христе; следовательно Он не воскрес. Вы не можете ссылаться на то, что Христос был Бог. Он был не Бог только, но и человек, и тело было у Него настоящее, наше тело, со всеми его существенностями. Если по-вашему телам существенно не воскресать, то то же должно принадлежать и телу Христову. Блаженный Феодорит пишет: «Если невозможно одно (то есть воскресение мертвых), то не было и другого (то есть воскресения Христова), потому что Владыка Христос имел тело (одинаковое с нашим)». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес** **Если же воскресения мертвых нет**, между тем как и распятие ради этого было, то следовательно **и Христос** доселе еще **не воскрес**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес** Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиною будущего нашего воскресения при кончине мира – так что **если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес** (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так – воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому, что, восстав от мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому, что //как смерть через человека, так через человека //(Господом)// и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его//. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес** Дабы не сказали, что хотя Христос воскрес, однако общего воскресения не будет, подтверждает последнее, И говорит: если нет воскресения, то и Христос не воскрес. Ибо одно подтверждает другое. Ибо для чего Он воскрес, если не для того, чтобы быть начатком нашим? //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-15 **Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают** //И Христос не воскрес//. Кто отрицает следствие (всеобщее воскресение), тот должен отрицать и его причину (воскресение Христа). - //Проповедь наша тщетна//. Главный предмет апостольского свидетельства образует воскресение Христа. Поэтому, с отрицанием воскресения Христа, утрачивает все свое существенное содержание и апостольская проповедь (//тщетна// - правильнее: //пуста//). Вера коринфян также оказывается привязанною к предмету, который существует только в воображении. - //Лжесвидетелями о Боге//, т. е. приписали бы Богу то, чего Он не совершал. - //Свидетельствовали бы о Боге// - правильнее: //на// (или: против) //Бога//. Это было бы оскорблением Богу. См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]