[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли** **«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна»** [[new:1kor:15:17|(1Кор.15:17)]]. С известным и признанным за несомненное он неоднократно соединяет воскресение Христово, чтобы посредством твердо исповедуемого сделать твердым и очевидным и то, что казалось слабым и сомнительным. **«Вы еще во грехах ваших»**. Если Христос не воскрес, то и не умер; если же не умер, то и не истребил греха, потому что смертью Его истреблен грех: //«вот Агнец Божий,// – говорится (в Писании), – //Который берет на Себя грех мира»// [[new:in:01:29|(Ин.1:29)]]. Каким образом //«берет»//? Смертью. Потому Он и назван агнцем, что был заклан. Если же Он не воскрес, то и не был заклан; если не был заклан, то грех не истреблен; если грех не истреблен, то вы еще во грехе; если вы еще во грехе, то мы тщетно проповедали; если мы тщетно проповедали, то вы тщетно уверовали. С другой стороны и смерть еще остается бессмертной, если (Христос) не воскрес; если Он сам удержан смертью и не расторг ее утробы, то как Он избавил всех других (от смерти), будучи сам удержан ею? Потому (апостол) и продолжает: **«поэтому и умершие во Христе погибли»** [[new:1kor:15:18|(1Кор.15:18)]]. Что я, говорит, указываю на вас, когда в таком случае погибли бы и все те, которые все окончили и не подлежат более неизвестности будущего? Выражение – **«умершие во Христе»** означает или умерших в вере, или за Него претерпевших многие опасности и великие страдания, шедших путем тесным. Где же теперь нечестивые уста манихеев, которые говорят, что **«воскресением»** (апостол) называет здесь освобождение от греха? Эти многочисленные, непрерывные и превратные умозаключения доказывают совершенно не то, что говорят они, но что говорим мы. Так как – «восстание», говорится и о том, кто упал, то он повторяет часто не только – **«восстал**», но и с прибавлением: **«от мертвых»**. Притом коринфяне сомневались не в отпущении грехов, а в воскресении тел. И что за необходимая связь: если люди не безгрешны, то и Христос тоже? Если бы Христос не имел воскресить нас, то последовательно ли было бы говорить, для чего Он пришел, принял плоть и воскрес? Но при нашем (разумении) напротив. Грешат ли люди, или не грешат, Бог всегда пребывает безгрешным; о нашем состоянии нельзя заключать по его состоянию, и обратно по нашему о Его состоянии, как это делается касательно воскресения тел. //**Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших** Если крест призрак, то и воскресение призрак. **Если Христос не воскрес**, то мы еще **во грехах** наших. Если крест призрак, то и вознесение призрак; а если вознесение призрак, то, стало быть, и второе пришествие призрак, и тогда все [будет] непрочно. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших** Какое гнусное святотатство - не верить в воскресение мертвых! Ведь если мы не воскреснем, то Христос умер напрасно, то Он и не воскрес. Но если Он не воскрес для нас, то не воскрес и вовсе, поскольку тогда у Него не было причины воскресать для Себя. //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших** А вот и для вас что выходит из того, если Христос не воскрес: **суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших**. Вы уверовали в надежде получить отпущение грехов и приять силы на противустояние греху и истребление его в себе новою жизнию. Эта надежда ваша суетна. Ибо на чем основывается надежда, что верующему отпущаются грехи? – На том, что Христос, умерши на кресте, принес за все их искупительную жертву: //се Агнец Божий, вземляй грехи мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1, 29)]]. А что сия жертва принята, это чем свидетельствуется? – Воскресением Умершего за грехи. Если Он не воскрес, жертва не принята. Смерть Его, как и смерть всех. С другой стороны, избавление от грехов имеет две стороны: первая есть отпущение грехов, а вторая – семя новой жизни во истребление греха. Первое подается приобщением смерти Христа, а вторая приобщением воскресения Его. То и другое приемлют верующие в купели крещения – омываются от грехов и возвращаются к новой жизни, чтоб по крещении ходить в новой жизни, светлой, как светло состояние Христа по воскресении. Если же не воста Христос, то и общения воскресению Его нет; а если этого нет, то нет и семени в нас новой жизни; если этого нет, то грех по-прежнему нами обладает, то мы во грехах еще. Грехи, кои на нас, смываются, когда грех в нас пресекается. Из этого выходит, что, хотя бы смерть Христова и цену имела, мы все бы оставались во грехах, ибо не могли бы получить новой жизни, на коей стоит и самое отпущение грехов. Итак, **аще Христос не воста, еще есте во гресех ваших**. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших** **И тщетна (есть) вера ваша** в Господа, и **вы еще в тех же грехах есте**, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших** См. Толкование на [[new:1kor:15:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 15:16]] ===== Севериан Габальский ===== **А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших** Несомненно, Христос умер и воскрес не ради чего-то другого, как ради нашего воскресения. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших** См. Толкование на [[new:1kor:15:16#lopuxin_ap|1 Кор. 15:16]] [<10>]