[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы** См. Толкование на [[new:1kor:15:30#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:30]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не лститеся; тлят обычаи благи беседы злы** **Не лститеся** μη πλανασθε, не обманывайтесь, не впадайте в заблуждение, не поддавайтесь обману. **Беседы злыя** – собеседование с людьми злыми, у которых ум развращен, потому обладает бесовскою хитростию вкрадываться в умы других и развращать их понятия, а за понятиями и жизнь. Или беседы означают вообще сообращение, интимные сношения с людьми, превратно о всем рассуждающими. Впереди привел Апостол слова людей предавшихся отчаянию. Теперь говорит как бы: таких людей всегда много можно встречать; смотрите, берегитесь. Речь идет у Апостола о здравых и нездравых понятиях, и беседы злые понятия развращают, потому ожидалось бы, что он скажет: злые беседы растлевают умы, изгоняя из них истину и посевая ложь; а он говорит: растлевают обычаи добрые, то есть добрые навыки, нравы, доброе поведение, добрую жизнь. Нрав утвердившийся нельзя расстроить не расстроив понятий. Злые беседы точно прямо умы развращают, но когда ум развратится, чем поддержишь нрав? Он тотчас и начнет портиться. Апостол, минуя это посредствующее звено развращения ума, прямо указывает на большую опасность развращения нрава. Благий нрав и очевиднее, и дороже. Если б Апостол сказал: беседы злые попортят ваши понятия, иной мог бы сказать или подумать: как попортят? В одно ухо вошли, в другое вышли; хоть так никогда не бывает. Но когда сказал, что они портят нравы, то всякого заставил призадуматься и с одного уже этого слова заготовляться опасением от злых бесед и людей. Или под благими нравами он разумеет и души легкомысленные, удобопреклонные ко всякому ветру учения (святой Златоуст, Феодорит и другие). «Этими словами, с одной стороны, он укоряет коринфян, как неразумных (легко увлекающихся), а с другой – сколько можно извиняет их в прежних заблуждениях, снимая с них большую часть вины и возлагая на других, дабы и таким образом обратить их к покаянию (к оставлению заблуждения)» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы** Господь учит и призывает нас отступать от таких людей: //Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму// [[new:mf:15:14|(Мф. 15:14)]]. От такого надо удаляться, избегать надо и того, кто отделился от Церкви: такой человек развратился и сам себя осудил. Ему - кто выступает против служителей Христа, кто не признает Его духовенство и весь народ - кажется, что он пребывает с Христом? Нет, такой человек поднимает руки на Церковь, он борется против домостроительства Бога. //**О единстве кафолической Церкви.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы** **Не заблуждайтесь** по следам тех, кои так говорят вам; ибо **портят** чистые ваши души **худыя беседы** Греков. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом, ибо как восковая свеча, хотя и незажженная, но поставленная между зажженными, растаивает, так и сердце инока от собеседования с женским полом неприметно расслабевает, о чем и святой Исидор Пелусиот говорит так: "Аще (глаголющу Писанию) кия **беседы злы... тлят обычаи благи**, то беседа с женами, аще и добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердев есть камене; что же воды мягчае; обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает: аще убо естество, едва подвижимое, подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во чтоже, страждет и умаляется, то како воля человеческая, яже есть удобь колеблема, от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена" (Прп. Исидор Пелусиот. Письмо 284). //**Поучения.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы** Обращает речь на увещание. Между тем прикровенно обвиняет их в безумии и легкомыслии; ибо это выражает словом: **не обманывайтесь**. **Добрыми** же **нравами** называет нравы, легко сдающиеся на обман; показывает вместе и то, что их другие увлекают в такие рассуждения. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы** Ты презираешь золото - другой высоко ценит; ты попираешь богатства - другой к ним стремится; тебе по сердцу покой, кротость, уединение - ему нравятся многословие и бесстыдство на площадях, рынках и в лавках аптекарей: в таком несовпадении нравов какое может быть согласие?.. Не оставайся с ним под одной крышей, не полагайся на твою прежнюю непорочность - ты не можешь быть ни святее Давида, ни мудрее Соломона... А если в силу твоих церковных обязанностей тебе придется навестить вдову или деву, не входи в дом один. Пусть с тобой будут спутники, которые не очернят тебя... Не сиди один с женщиной наедине или без свидетелей. Если ей нужно поведать что-либо сокровенное, то наверняка найдется кормилица, или домоправительница, или девушка, или замужняя женщина - не может же она быть настолько недружелюбной, чтобы не найти, кроме тебя, никого, кому можно доверить свои тайны. //**Послания.**// ===== Ориген ===== **Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы** Видим [такое] в смиренных и честных людях, которые сошлись с людьми мятежными и позорными, растлили добрые нравы в дурном общении и сделались такими же, как те, которым ничто позорное не чуждо, - такое случается и с людьми пожилого возраста, которые свои юные годы прожили добродетельнее, нежели когда более зрелые годы дали им возможность более привольной жизни. //**О началах.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 33-34 **Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога** //Худые сообщества//... - эти слова имеются в комедии греческого комика Менандра "Таиса" (в 3-м в. до Р. X.). Ап. мог знать это изречение, ставшее ходячею поговоркою. Приводит он эту пословицу, желая внушить коринфянам осторожность в сношении с язычниками, под влиянием которых, вероятно, некоторые коринфские христиане стали сомневаться и в истине воскресения мертвых. - //Отрезвитесь как должно//. Коринфяне уже пробудились от духовного усыпления, но еще не очнулись вполне - они могут заснуть опять! - //И не грешите// (наст. время), т. е. не продолжайте своей греховной жизни, потому что так живя вы погибнете. - //Не знают Бога// - точнее: имеют незнание (αγνωσία) Бога т. е. не имеют //надлежащего// познания о Боге как о Существе личном, как о Судии и мздовоздаятеле и вследствие этого позволяют себе жить по своим похотям [Некоторые усматривают в [[new:1kor:15:32|32-34]] стихах смешение учения о воскресении тела с учением о бессмертии души. Говорят, что Ап. из отрицания первого выводит такие заключения, какие собственно выводятся из отрицания последнего. - Но, кажется и сами отрицатели воскресения полагали, что с окончательным уничтожением тела не возможно и личное бессмертие для человека (см. последние слова [[new:1kor:15:32|32-го]] стиха). А затем, для самого Ап. Павла не имеет решительно никакого значения бессмертие, раз нет уверенности в воскресении Христа и в будущем воскресении верующих. Такого бессмертия нужно скорее бояться, чем желать. С кем же душа человека будет в общении по смерти тела, если нет воскресшего Христа по ту сторону гроба?! Поэтому, естественно, в представлении Ап. Павла воскресение тела и бессмертие отождествлялись...]. См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]