[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога** **«Отрезвитесь, как должно, и не грешите»** [[new:1kor:15:34|(1Кор.15:34)]], – (говорит) как бы опьяневшим и неистовствующим, потому что опьяневшим и неистовствующим свойственно выпускать все вдруг из рук своих, не видеть того, что прежде видели, и не верить тому, что прежде исповедовали. Что значит: **«как должно»**? С пользой и назиданием, потому что можно быть трезвенным и неправедно, когда кто-нибудь пробуждается ко вреду своей души. Хорошо также прибавил он: **«не грешите»**, показывая, что отсюда происходили у них семена неверия. Он во многих местах выражает, что развратная жизнь порождает худые мысли, – например, когда говорит: //«корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры»// [[new:1tim:06:10|(1Тим.6:10)]]. Многие, сознавая свои пороки и не желая понести наказание, от страха перестают верить и воскресению; напротив, делающие много доброго желают увидеть его каждый день. **«К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога»**. Смотри, как (апостол) опять слагает вину на других. Не сказал: вы не знаете, но: **«некоторые из вас»**. Не верить воскресению свойственно тому, кто не имеет совершенного понятия о непобедимой и вполне достаточной на все силе Божией. Ведь если Он сотворил сущее из не сущего, то тем более может воскресить разрушившееся. Сильно укорив и крайне пристыдив их обличением в невоздержании, неразумии и бесчувственности, (апостол) потом смягчает слова свои и говорит **«к стыду вашему скажу»**, то есть, чтобы исправить, чтобы вразумить, чтобы вы, устыдившись, сделались лучшими. Он опасался, чтобы, поразив более надлежащего, не отвратить их от себя. //**Гомилия 40 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Истрезвитеся праведно, и не согрешайте; неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю** **Истрезвитеся**: прогоните ложные мысли, восстановите здравые о всем понятия, как научены мною, рассуждайте о всем трезвенно, верно, твердо, не колеблясь, не так, как пьяные, которым незнать что мерещится. **Праведно** значит: как должно, как правда Божия требует, как Бог повелел в откровении. **И не согрешайте**, не погрешайте в образе мыслей ваших. «Как заблудившимся и упоенным неверием, сказал: **истрезвитеся**» (Феодорит). «Говорит, как опьяневшим и неистовствующим. Ибо опьяневшим и неистовствующим свойственно не видеть того, что прежде видели и не верить тому, что прежде исповедали» (святой Златоуст). **Не согрешайте** можно поставлять в отношении к **истрезвитеся**, как средство к цели. Не грешите, чтобы и возыметь, и всегда хранить здравый образ мыслей о всем, и о самом воскресении мертвых, и будущем воздаянии. Святой Златоуст говорит: «Справедливо прибавил он: **не согрешайте**, показывая, что отсюда происходили у них семена неверия. Он во многих местах выражает, что развратная жизнь порождает худые мысли, например говорит: //корень всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе, заблудиша от веры// [[new:1tim:06:10|(1 Тим. 6, 10)]]. (Так и здесь.) Многие, сознавая свои пороки и не желая понести наказание, от страха перестают верить и воскресению; напротив, делающие много доброго желают увидеть его каждый день». С другой стороны, и трезвение можно поставлять в отношении к несогрешению, как средство к цели.– Так оно стоит у всех святых. Хотя у них трезвением означается неблуждание мыслями туда и сюда, стояние умом и вниманием на едином, но такого рода состояние не иначе возможно, как по утверждении ума во всех истинах. Тогда прекращается блуждание мысли, или пустомыслие и суетномыслие. Но переход вниманием ума от одной святой истины к другой не считается нарушением трезвения; он, напротив, способствует к возгреянию его. Влияние же трезвения на несогрешение зависит от того, что трезвенный ум не допускает не только страстных, но и пустых мыслей; когда же нет помыслов, страсти молчат; а когда страсти покойны, откуда быть греху? Ибо всякий грех есть осуществление страсти. **Неведение бо Божие нецыи имут**.– **Неведение Божие** есть неведение о Боге, о свойствах Божиих и делах. Если б они знали это как следует, то никак не впали бы в неверие о воскресении тел. Ибо если Бог открыл о сем, а Он есть истина, то как не верить сему? Кто, понимающий как следует, что есть Бог, посмеет поперечить умом своим уму Божию? Когда Бог говорит, тварь должна принимать слово Его беспрекословно, с теплою покорностию. С другой стороны, кто знает Бога, тот не может допустить ни малого сомнения о возможности воскресения, ясно понимая, что Создавшему из ничего ничего не стоит воссоздать из готового уже, хотя распавшегося вещества. «Не верить воскресению свойственно тому, кто не имеет совершенного понятия о непобедимой и вполне достаточной на все силе Божией. Ибо если Он сотворил сущее из несущего, то тем более может воскресить разрушившееся» (святой Златоуст). Феодорит то же заключение выводит с другой стороны. «Весьма премудро неверование воскресению назвал Апостол неведением Бога. Кто //исповедует Бога ведети// [[new:tit:01:16|(Тит. 1, 16)]], тот верует, что Он праведен. Праведному прилично воздаяние (праведное). Но праведного воздаяния в настоящей жизни не видим. Посему исповедающему, что верует в Бога, должно ожидать воскресения». Такое неведение, говорит, **нецыи имут**, и тем смягчает укор, но потом прибавляет: **к сраму вам глаголю**, внушая, что хотя виновны в этом **нецыи**, но вина эта такого рода, что срамит всех вас. Как допускаете вы, чтобы был кто-нибудь среди вас такой? – Если они не по упорству таковы, то как доселе не исправлены вами; а если по упорству, то как доселе терпимы среди вас? Надобно или исправить их, или очистить общество от них. Святой Златоуст находит, что слова сии прибавлены для смягчения обличения. «**К сраму глаголю**, то есть чтобы исправить, чтобы вразумить, чтобы вы, устыдившись, сделались лучшими. Ибо он опасался, чтобы, поразив более надлежащего, не отвратить их от себя». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога** Как пьяным говорит: **отрезвитесь**; **как должно**, то есть для пользы; ибо можно и трезвым быть неправедно, например, для совершения зла. **И не грешите**, говорит. От этого-то вы и не веруете воскресению. Ибо те кои сознают за собой худое, не соглашаются признавать воскресение по страху наказания. Неверующие воскресению **не знают Бога**. Ибо не знают всемогущества Божия. Не сказал: вы не знаете, но: **не знают**, чтобы облегчить обвинение. **К стыду вашему скажу**. Поскольку довольно долго обличал их, то теперь утешает: я, говорит, сказал это не по вражде и не в укоризну, но для пристыжения, дабы, когда вы устыдитесь и будете рассуждать, как должно, привести вас к исправлению. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Дидим Слепец ===== **Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога** Справедливо сказано: **отрезвитесь, как должно,** - потому что не все так поступают. Ибо премудрые творить зло, бодрствуя в совершении пагубных дел, отрезвляются как не должно. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога** См. Толкование на [[:new:1kor:15:33#lopuxin_ap|1 Кор. 15:33]] [<10>]