[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:42 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении** См. Толкование на [[new:1kor:15:37#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:37]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 42-44 **Такожде и воскресение мертвых. Сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное** Таковы черты различия! Нынешнее тело тленно, нечестно, немощно, душевно; будущее будет нетленно, славно, сильно, духовно. **Такожде**. Чему отвечает это сравнение? – Кажется, должно отнести его к стихам 36 и 37. Ты, что сеешь, не оживет, если не умрет,– и сеешь ты не будущее тело, а голое зерно, которое должно умереть, чтобы из него вышло новое лучшее тело. Так, говорит, и в воскресении будет: восстанет тело наше совсем не с теми свойствами, с каким полагается в землю.– Затем стихи 39–41, указание на различие тел не лучше ли счесть вводною речью, по поводу слова, что Бог каждому семени дает //свое// тело, предоставляя себе свободу понимать их, не стесняясь течением речи? Святой Златоуст и говорит о них: «Зачем Апостол уклонился здесь от воскресения?» – И хотя вслед за сим говорит: не уклонился; но понимает их независимо от течения речи. Замечается сие потому, что во всем этом отделении трудно установить определенность в понятиях и сочетании их. Словом: **сеется** указывается на погребение в земле мертвых тел (святой Златоуст). Но в сравнение берутся вообще нынешние тела, какими они являются на земле, а не то только, какими оказываются в гробе и могиле, хотя здесь очевиднее всего открывается, что такое они суть. Так надо думать потому, что между чертами сеемых тел стоит и то, что они душевны, когда в них уже нет души; да и то, что они в немощи, не совсем уже приложимое к телам, опускаемым в могилу. Противополагаемые черты нынешних и будущих тел понятны сами собою. **Сеется в тление**, затем, чтоб разложиться на стихии, из коих сложено. «В два или три дня подвергается оно зловонному тлению» (Феодорит). Но оно и в существе своем тленно. Будучи само составляемо и поддерживаемо чрез разложение потребляемых яств и потом чрез насильственное их сочетание внутри действием жизненной силы, а не простого химического сродства, оно обречено уже на то, чтобы, коль скоро отойдет от него это животворящее начало, распасться и разложиться действием химического процесса, властного вовне, наперекор которому оно существовало дотоле. **Востает в нетлении**. Так восстанет, что его уже нельзя будет почитать обреченным на разложение. Оно будет составлено и поддерживаемо не чрез разложение и сочетание грубых принимаемых внутрь веществ, потому и само свободно будет от разложения. Апостол прежде сказал, что чрево Бог упразднит: иным способом будет поддерживаться тогда жизнь иной будет образ и сложения тела. Жизненная сила, которая теперь работает над сооружением и поддерживанием тела, борясь с грубым веществом, чтобы доставить из него способные оживотворяться частички,– тогда в непосредственной будет связи с самою источною всеоживляющею силою, и пить из нее жизнь, или что нужно для жизни. **Сеется не в честь**. «Что безобразнее мертвого, разрушившегося тела?» (святой Златоуст). Тело наше, и помимо тления, хотя честнее всех земных тел, но настоящая его честь потеряна. Оттого твари и не отдают ему должной чести. Ему надлежало бы быть светлым, но оно померкло, одебелевши от грубых веществ, входящих в него. Тела святых, в часы сильного возбуждения духовной жизни, просветлялись, подобно просветлению Спасителя на Фаворе; и свет этот видим был для других. И животные покорствовали им, обоняв в них воню тела Адамова, каково оно было до падения, как объясняют повествующие о сем. Это и подобное сему, например раскрытие зрения до способности видеть далекое и сокрытое, слуха – до способности слышать пение ангельское, обоняния – до способности обонять в вещи запах страсти, с которою она дана, движения – до способности быть в другом месте не выходя из своего,– все сие и подобное, проявляющееся в теле у святых, облагодатствованных, не нынешнему веку принадлежит, а будущему, и свидетельствует лишь о том, как умалено в чести и славе нынешнее тело наше, в обычном его состоянии. **Востает в славе**. Славно – светло и светоносно. Те проявления славы тела в облагодатствованных уже дают разуметь, коль славно будет будущее тело, освободившись от дебелости вещества грубого; но вполне определить и представить той славы мы теперь не можем. Не у явися, что будем. Пиша к филиппийцам, святой Павел определил это так: //Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну Телу славы Его// [[new:fil:03:21|(3, 21)]]. Будет смиренное, униженное и посрамленное тело наше славно, как тело Господа Спасителя.– Этого для нас достаточно. **Сеется в немощи**. Уж какая там мощь, когда ни движения, ни чувства нет! – Но и вообще тело наше многонемощно: немного труда, и утомляется; немного бдения, и сном одолевается; мало какое неблагоприятное прикосновение чуждых стихий, и болезнию поражается; сколько времени потребно, чтоб перейти с места на место, сколько усилий, чтобы подъять что-либо, сколько предосторожностей, чтоб избавиться от неприятных воздействий совне – одежда, кров! Мы привыкли ко всему этому и кажется нам это в порядке вещей. Нет, не пристало являться в такой немощи царю тварей земных. **Востает в силе**. «Тогда уже ничто не одолеет его» (святой Златоуст). «Восприимет оно негиблющую силу» (Феодорит). Не всемогущество обещается, а что для нас понятно, упразднение всего того, чем оно немощно ныне. Будет оно деятельно без утомления, бодренно без потребности сна, не подвержено болезненным и разрушительным влияниям совне, быстродвижно, как мысль, мощно столько, что в исполнении должного не встретит преград со стороны сторонних вещей и стихий, и подобное сему. **Сеется тело душевное, востает тело духовное**. Из многих понятий, какие соединяют с словами: **тело душевное** и **тело духовное**, кажется, самое здесь пригодное будет видеть – **тело страстное и тело безстрастное**. Наши толковники так изъясняют слова сии. Феодорит пишет: «Душевным называет Апостол, что управляется душою, а духовным, что домостроительствуется Духом». Святой Златоуст говорит: «Что говоришь ты? А это тело разве не духовно? Оно духовно, но то будет гораздо больше. Теперь великая благодать Святого Духа часто отлетает, когда кто впадает в тяжкие грехи; но тогда не так, а, напротив, Дух будет непрестанно пребывать во плоти праведников и станет господствовать в ней, хотя и душа будет присутствовать. Таким образом, Апостол разумел или что-нибудь подобное, когда сказал: духовное,– или то, что оно будет легче, тоньше, и будет способно носиться даже по воздуху – или, лучше, то и другое». То же говорят Экумений и Феофилакт. Фотий у Экумения толкует: «Сие смертное тело наше душевно, потому что работает страстям; восстанет же душевное тело духовным, потому что не будет уже работать страстям,– и это не только у праведных, но и у грешников». Седалище страстей, опора их и орудие – это тело, когда душа не исполнена Духа. Духом Божиим исполненная, душа вооружается против страстей и изгоняет их из тела. Потому духовный – то же, что бесстрастный, а душевный – то же, что страстный. Перечислив и пояснив все означенные противоположности в чертах тел – нынешнего и будущего, святой Златоуст прибавляет: «Если не веришь сказанному, то посмотри на тела небесные, столь светлые, неизменные и никогда не стареющие, и веруй, что Бог может и тленные тела сделать нетленными и гораздо лучшими видимых». Сделаем отсюда наведение, что и по святому Златоусту приведенные выше различия тел были сделаны лишь для того, чтобы показать превосходство тел небесных над земными и в этом представить отображение превосходства будущих тел над нынешними. **Есть тело душевное, и есть тело духовное**. Ныне стали читать: если есть тело душевное, то есть и тело духовное. К мысли это нисколько не прибавляет ни ясности, ни силы. Апостол мог изречь сие и прямым утверждением. И это понятнее. Есть, то есть бывает, или возможно,– тело, как душевное, так и духовное. Обусловливать же так, что коль скоро есть тело душевное, то есть и духовное, не совсем удобно. Феофилакт приводит мнение Оригена, что духовное тело значит тело эфирное, наитончайшее, а душевное – наш грубый организм, грузный, неподвижный, многими потребностями бременящий. И так можно, но это не представляет большой разности от нашего понимания – душевного страстным и духовного бесстрастным. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении** Так небесные превосходят земных в воскресении мертвых. **Итак, сеются** тела **в тлении**, а **воскресают в нетлении**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Августин ===== **Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении** Пришло время, и я обратился к лучшим и более просвещенным умам, скорее даже, к самой истине, и тогда услышал в словах апостола стенание святых в их борьбе с вожделениями плоти. И хотя святые разумом своим духовны, они все еще плотские, имея тленное тело, обременяющее душу. Но они станут святыми и по плоти, когда посеянное тело душевное восстанет как тело духовное. Они все еще узники закона греха в той мере, в какой подвержены порывам страстей, хотя им и не следуют. Так я стал понимать это согласно Иларию, Григорию, Амвросию и другим святым и признанным учителям Церкви, которые видели, как апостол, по его собственным словам, яростно сражался с вожделениями плоти, которых иметь не хотел, но все же имел. //**Против Юлиана.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Так и при воскресении мертвых** Как же? Со многим различием, как видно и из вышеприведенных примеров. **Сеется в тлении, восстает в нетлении** Выше, говоря о семенах, употреблял слова, приличные телам, когда, например, говорил: //не оживет, если не умрет// ([[:new:1kor:15:36|ст.36]]). Теперь, говоря о телах, употребляет слова, приличные семенам. Ибо говорит: **сеется в тлении**. Под сеянием же разумеет теперь не зачатие наше в утробе, но погребение мертвых тел в земле, как бы так говоря: мертвое тело погребается в земле **в тлении**, то есть для того, чтобы истлеть. Хорошо также сказал: **восстает** (εγείρεται), а не всходит, дабы ты не счел это делом земли. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении** Сила добродетели, что присутствует в зерне пшеницы, после его разложения и смерти восстанавливает и воскрешает зерно в стебле и колосе. //**О началах.**// ===== Дидим Слепец ===== **Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении** Как разумная душа, не будучи добродетелью или пороком, приемлет и то, и другое, так и наше тело, не будучи тлением или нетлением, принимает в разное время присущие им сущностные качества. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 42-43 **Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе** Эти стихи содержат ответ на второй вопрос 35-го стиха: "в каком теле придут?". Ответ Ап. дает такой: в теле, которое вовсе не есть восстановленное нынешнее тело, а имеет совсем иные свойства, чем ваше тело. - //Сеется//. Три раза употреблен здесь этот глагол и каждый раз, несомненно, имеет особенное значение. - //Сеется в тлении// - это указывает на погребение тела. - //Сеется в уничтожении// - это выражение обнимает собою всякие бедствия жизни, подготовляющие разрушение тела. - //Сеется в немощи// - это обозначение беспомощности новорожденного младенца. - //Нетление, слава и сила// - противоположности тлению, уничтожению и немощи. Первый термин обозначает будущее тело как свободное от болезней, истощения и смерти, второй - как свободное от обычных слабостей нынешнего тела и издающее из себя сияние совершенной жизни, третий - как снабженное полнотою сил. См. также Толкование на [[:new:1kor:15:35#lopuxin_ap|1 Кор. 15:35]] [<10>]