[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:48 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** См. Толкование на [[new:1kor:15:47#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:47]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** Кто же это? – Постоянные и непоколебимые в вере, и всегда плодовитые в деле Господнем, и образ Небесного, в своем послушании Ему, в себе несущие. Потому что, //«иже не верует в Сына»//, согласно Евангелисту Иоанну говорит Господень Предтеча, –// «не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем»// [[new:in:03:36|(Ин.3:36)]]; а гнев Божий может ли кто выдержать? **//Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** См. Толкование на [[new:1kor:15:47#svt_ignatij_brjanchaninov|1Кор. 15:47]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яков перстный, таковы и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии** В каком это смысле? – Святой Златоуст говорит: «По перстному перстные, то есть также все погибнут и умрут, а по небесному небесные, то есть также все пребудут бессмертными и светлыми». Каким глаголом дополнить положения Апостола: суть, бывают, или должны быть? По отцу дети, по родоначальнику поколение, и суть, и бывают, и должны быть. Святой Павел пишет естественную историю человечества. Все мы являемся на свет по первому родоначальнику, но потом перерождаемся и становимся такими, каков второй родоначальник,– таковы есмы, таковыми и быть должны, духовными, небесными, для нетленной вечной жизни предназначенными, зачатки которой и приемлем. Апостол не ограничивает взора одними уверовавшими, а смотрит на Господа Спасителя по силе Его и значению, или по идее,– как на Спасителя всего человечества, и на человечество смотрит в его целости, как ему следует быть, по намерению Бога, в Троице поклоняемого, то есть перерожденным и обновленным в Господе Спасителе. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** Итак, каков первый, перстный, (таковыми) все и рождаются от него — перстными. А каков Христос, небесный Владыка, (таковыми) — небесными (являются) и все уверовавшие в Него, свыше родившиеся и крестившиеся также Духом Всесвятым. Божествен — родивший и воистину Бог, таковы и рождающиеся от Него, от Бога Боги по усыновлению //«и сынове Вышнего вси»// [[old:ps:081:06|(Псал. 81, 6)]], как говорят Божественные уста. Слышал ли слова Бога? слышал ли, как Он различает верных от прочих? как Он дал рабам Своим знак и примету, чтобы они не обольщались речами чуждых учителей? Первый, говорит, от земли, так как он создан перстным, второй же человек, Владыка всех, сошел с небес. Первый своим преступлением для всех людей сделался причиною смерти и тления. Второй даровал миру, да и ныне всем верным подает свет, жизнь и нетление. Слышал ли, что говорит тебе таинник небесных (вещей). Слышал ли Христа, говорящего чрез него и научающего людей, каковы уверовавшие в Него и показывающие веру от дел? Итак, после этого (нисколько) не сомневайся, если ты христианин, что каков Христос небесный, таковым и ты именно должен быть. Не будучи же таковым, как станешь ты называться христианином? Ибо если каков Владыка, (то есть) небесный, таковы, говорит, и уверовавшие в Него, совершенно небесные (разумеется); то мудрствующие о мирском и живущие по плоти — не от Бога Слова, свыше нисшедшего, но, конечно, от перстного человека, из земли образованного. Так мудрствуй, так будь (настроен), так веруй и ищи того, чтобы и тебе стать таковым — небесным, как сказал пришедший с небес и дающий жизнь миру. Он есть хлеб, нисходящий оттуда; ядущие его отнюдь никогда не увидят смерти [[new:in:06:33|(Иоан. 6, 33]]; [[new:in:06:50|50—51)]]. Ибо, будучи небесными, они вечно, конечно, пребудут совлекшимися тления, отрясшими смерть, облекшимися же в нетление и прилепившимися к жизни; так как они делаются бессмертными и нетленными, то поэтому и называются небесными. Ибо кто от века, из сынов, говорю, Адамовых, назван был таковым, прежде чем не сошел с небес Владыка всех небесных и земных? **//Божественные гимны. Гимн 34.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** **Каков** человек **земной**, то есть тот, кто в дела земли погружен, - **таковы и земные; и каков небесный** был, **таковы** делами своими **и небесные**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** «**Яков перстный, таковы и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии**», то есть рожденные свыше от Духа и сами по причине великого преуспеяния в благодати удостаиваются стать духом, как и сказано: //Рожденное от плоти, плоть есть: и рожденное от Духа, дух есть// [[new:in:03:06|(Ин. 3, 6)]]; и еще: «//Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася//» [[new:in:01:13|(Ин.1,13)]]. Потому что небесный образ Духа, сочетавшись с достойною и верною душою, запечатлевает в ней Свою небесную и духовную и отвечающую Его святости благодать, ибо: «**Яко облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небесного**» [[new:1kor:15:49|(ст. 49)]]; «**образ** же **небесного**» - Христос, носимый в святых душах; Апостол так и говорит: «//Облецитесь Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похоти//» [[new:rim:13:14|(Рим. 13, 14)]]. Потому что всякая душа, которая - благодаря вере и усердию во всякой добродетели — удостоилась в силе и полноте облечься здесь (в этой еще земной жизни) совершенным образом во Христа и сочеталась с небесным светом нетленного Образа, всегда удостаивается воспринимать самую полноту знания небесных тайн, и в день воскресения (из мертвых), по тому же образу славы, и тело сопрославится вместе с душою и будет взято Духом на небо, по написанному: «//В сретение Господне на воздусе//» [[new:1sol:04:17|(1 Фес. 4, 17)]], и, удостоившись стать «//сообразно телу славы Его//» [[new:fil:03:21|(Флп. 3, 21)]], оно будет вместе с душою вовеки царствовать с Христом. //**Собрание рукописей типа I. Слово 58.**// ===== Блаж. Августин ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** Господь, Который был **небесным**, сделался земным, чтобы земные стали небесными. Из бессмертного Он сделался смертным, приняв образ раба и не изменив природу Господа, чтобы бывшие смертными стали бессмертными через соучастие в милости Господа, но не через рабское унижение. //**Послания.**// ---- Если не устраивает тебя христианская вера, так и скажи - ведь другую христианскую веру ты не найдешь. Есть один человек - для смерти, и есть Один - для жизни. **Первый** - только человек, **второй** - Бог и человек. Через **первого** мир сделался врагом для Бога; через **второго** избранные мира примирились с Богом. Ибо к//ак в Адаме все умирают, так во Христе все оживут// [[new:1kor:15:22|(1 Кор. 15:22)]]. Так что если мы носили образ земного, давайте носить и образ Того, Который с небес. А кто пытается подорвать эти основания христианства, тот пропадет, а они устоят. //**Против Юлиана.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Каков перстный, таковы и перстные** То есть также погибнут и умрут; или те, которые привязывались к земле, умрут смертью греховной. **И каков небесный, таковы и небесные** То есть так же будут бессмертны и славны. Ибо хотя умирал и второй Адам, но Он умирал для того, чтобы разрушить смерть. Или: те; которые вели богоподобную жизнь, будут прославлены как помышляющие о небесном. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные** Если ты остаешься в том, в чем ты из земли, то будешь отвергнут. Измени себя, обратись, неси образ **небесного**, стань **небесным**. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 48-49 **Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного** Люди, происшедшие от //перстного// родоначальника, Адама, должны по телу быть похожи на него, а те, которые имеют своим родоначальником //небесного//, должны иметь такое же прославленное тело, какое имеет Он. - //Будем носить.// Одни видят здесь изъяв. наклонение будущ. времени (φορέσομεν), другие - сослаг. аориста (φορέσωμεν). Хотя первое понимание подтверждается только свидетельством Ватиканского кодекса и Пешито, однако оно более согласно с смыслом всего места. При втором понимании нужно бы здесь видеть //увещание// (понесем!), а между тем здесь излагается положительное учение (ср. [[new:rim:05:01|Рим V:1]]) такого содержания: "тело, с которым восстанут умершие, есть небесное тело, подобное телу Самого Господа". См. также Толкование на [[new:1kor:15:35#lopuxin_ap|1 Кор. 15:35]] [<10>]