[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:52 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 52-53 **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** **«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе»** [[new:1kor:15:52|(1Кор.15:52)]]. После многого, сказанного о воскресении, он теперь благовремение открывает в нем весьма дивное. Не то только удивительно, говорит, что тела сперва сгниют и потом восстанут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что перейдут в гораздо лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся: вскоре, т. е. в мгновение времени, или, как он яснее выражает это, **в мгновении ока**, – (так же быстро), как мигают ресницы. Потом, так как он сказал нечто великое и изумительное, т. е. что столь многие и столь великие дела совершатся так скоро, приводит и доказательство в удостоверение истины события: **«ибо вострубит**, – говорит, – **и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»**. Слово – **«мы»**, здесь он относит не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. **«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление»** [[new:1kor:15:52|(1Кор.15:52–53)]]. Чтобы кто-нибудь слыша, что плоть и кровь царствия Божия не наследят, не подумал, что тела не воскреснут, он присовокупляет: **«тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие»**. Тленное – это тело, и мертвенное тоже тело; тело остается, потому что оно есть то, что облекается, исчезают же смертность и тленность, когда оно облекается в бессмертие и нетление. Потому не сомневайся на счет того, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно. //**Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** Что же мне малодушествовать в надежде? Что стремиться к временному? Я ожидаю архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда я увижу самого Цезария уже не отходящим, не выносимым, не оплакиваемым, не вызывающим жалость, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты неоднократно и являлся мне во сне, возлюбленнейший из братий и братолюбивейший, потому ли, что так изображало мое желание, или потому, что это была истина. //**Погребальная речь в честь брата Цезария (Слово 7).**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** Ты, господи, сказала она [Макрина], разрешил нас от страха смерти. Ты сделал конец здешней жизни началом жизни истинной. Ты в положенный нам срок упокоеваешь сном тела и снова пробуждаешь их при послед- ней трубе. Ты на время вверяешь земле «нашу землю», которую образовал Своими руками, и снова взимаешь то, что дал, нетлением и благодатью преображая наше смертное и безобразное. //**О жизни святой Макрины.**// ----- См. Толкование на [[new:1kor:15:51#svt_grigorij_nisskij|1 Кор. 15:51]] //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся** Вскоре, εν ατομω, в такой короткий момент времени, которого и делить нельзя. Между повелением Божиим о воскресении и самим воскресением и мгновения времени не пройдет (Феодорит). Они современно последуют. Как глас трубы, возвещающий Божие повеление, прозвучит, так в то же мгновение мертвые восстанут, а живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каковом воскреснут и умершие. «Слово – **мы** здесь относит Апостол не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. Так, после многого сказанного о воскресении он теперь открывает в нем весьма дивное. Ибо не то только удивительно, что тела сперва сгниют, а потом воскреснут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что живые перейдут в лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся **вскоре**, то есть во мгновение времени, или, как он яснее выражает это, **во мгновении ока**, так быстро, как смежаются вежды» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** См. Толкование на [[new:1kor:15:51#prp_efrem_sirin|1 Кор. 15:51]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** Сказанное Апостолом: **«вскоре»** [[new:1kor:15:52|(1 Кор. 15:52)]], значит то же, что и если бы сказал кто: в самое и неделимое краткое продолженье времени. **//Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.//** ===== Блаж. Августин ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** Взгляд нашего глаза не достигает того, что ближе расположено, быстрее, или находящегося на отдалении медленнее. Напротив, он достигает их с равной скоростью. Подобным образом, когда, как говорит апостол, воскресение мертвых осуществится **во мгновение ока**, для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко будет восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен. Для некоторых людей все это невероятно, потому что лежит за пределами опыта, хотя весь мир полон чудес, которые не кажутся достойными осмысления и исследования, и не потому, что их легко постигает разум, но потому, что мы привыкли их видеть. Я же, вместе с теми, кто присоединяется ко мне и стремится постигать невидимое Бога через сотворенный мир, удивляемся, ни много ни мало, тому, что в одном крошечном семечке заложено все то, за что мы восхваляем дерево. ...Он хочет, чтобы под **трубою** мы понимали очень ясный и яркий знак, который в другом месте он называет //гласом Архангела// и //трубой Божией// [[new:1sol:04:16|(1 Фес. 4:16)]]. ...Вместе с этим звуком и воскресением мертвых, когда уже не будет сомнения в том, что суд наступил, упразднится любое утешение человеческой похвалой. Тогда не будет времени об одном рассуждать, о другом судить, проявлять благосклонность или поддержку другому. ...Для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе** В кратчайшее и неуловимое время, в какое можно только смежить ресницы, совершится столько и таких дел. Это весьма чудно. Ибо должно удивляться не только тому, что воскреснут сгнившие тела, и тому, что каждый получит свое собственное, но и тому, что все это совершится так быстро, что нельзя и выразить. Слова **при последней трубе** некоторые понимали о той, о которой написано в Откровении (глава [[new:otkr:08:start|8]], [[new:otkr:09:start|9]] и [[new:otkr:10:start|10]]) евангелиста Иоанна. Он говорил, что есть семь труб, первые из них производят поражение людей, ибо не все вместе умирают, но по частям, и это, говорит, по устроению Божию, дабы остающиеся, видя первых погибающими, сами раскаялись. А последняя труба произведет воскресение и изменение уже воскресших, вскоре, в мгновение ока. **Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными** Дабы кто не усомнился, как так дела совершатся в мгновение ока, подтверждает достоверность своего слова силой Бога, творящего оные: и говорит, что **вострубит**, и сделается; подобно сему: //Он сказал - и сделалось// ([[old:ps:032:09|Пс. 32:9]]). Ибо труба означает не что иное, как повеление и мановение Божие, предшествующее всему. **А мы изменимся** Говорит это не о самом себе, но о тех, которые тогда будут в живых. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** ...Тогда от трубного зова будет объята ужасом земля вместе с людьми - ты же будешь радоваться. Тогда Господь придет вершить суд, и скорбно застонет мир; столкнутся грудь грудью племена земные, и даже некогда могущественные цари будут трепетать в своей наготе; в огне предстанет Юпитер с потомством своим, откроется глупость Платона с его учениками, беспомощными явятся доводы Аристотеля. Тогда ты, крестьянин и бедняк, возликуешь, засмеешься и скажешь: «Вот распятый на кресте Господь мой, вот Судия мой!» //**Послания.**// ===== Севериан Габальский ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** Сказав это и указав на тело, он поставил в тупик еретиков, которые говорят, что нет воскресения плоти, но только души. Ибо они бесчестят божественное домостроительство, полагая, что Христос не истинно принял плоть, а по видимости, что бессмысленно. Ведь если бы Он не имел плоти, то что же //умерло, и было погребено, и воскресло// [[new:1kor:15:03|(1 Кор. 15:3-4)]]? Если же это было по видимости, стало быть, и мы умираем по видимости. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** **Вдруг, во мгновение ока**. То есть быстро, без какого-либо промедления. **При последней трубе**. Оттого **при последней**, что последняя война идет против демонов, и князей, и властей, и против самого диавола. //Когда окончится тысяча лет//, в которые будет царствовать Спаситель, и уничтожен антихрист, //сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога// [[new:otkr:20:07|(Откр. 20:7)]], которые суть демоны, ибо не могут смертные человеки бороться против вечных, будет **и собирать их на брань** для битвы против лагеря святых. Ведь и Иоанн апостол говорит: «я видел Михаила и ангелов его в небе сражающихся против дракона и ангелов того, кто есть диавол и сатана». Оттого говорит апостол Павел о **последней трубе**, что не единожды суждено сразиться с сатаной; поскольку и лжепророки в антихристе, которые совершали втайне свои знамения и чудеса, и сам победитель в месте этом в последний раз сразятся, дабы уже как победителю послать врага в геенну. И Спаситель среди прочего говорит: //ныне князь мира сего будет изгнан вон// [[new:in:12:31|(Ин. 12:31)]]. И будет тогда, и ранее часто был побежден князь мира сего, как о том говорит пророк Исайя: //Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы// [[old:is:14:12|(Ис. 14:12)]]. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся** См. Толкование на [[new:1kor:15:51#lopuxin_ap|1 Кор. 15:51]] [<10>]