[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:53 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** А после воскресения тел Господь обещает даровать нам наслаждение Царствия, общение со святыми, бесконечный покой и те неизреченные блага, //которые не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. //**Гомилия 36 на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[new:1kor:15:52#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:52]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** **Тленному сему надлежит облечься в нетление**, если ненасытность вожделений, возросшая до распутства, укрощается тем воздержанием, которое не подвержено тлению, и таким образом подготавливает человека к вечному целомудрию. //**Педагог.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** Ибо это тело восстанет не в том состоянии немощи. Оно восстанет тем же самым, но будучи облечено в нетление, изменится подобно тому, как железо от огня становится огненным, или, лучше, - как знает это воскрешающий Господь. Восстанет то же самое тело, но не в том состоянии - оно будет вечным. Уже не будет иметь нужды в нашей пище, чтобы жить, ни в лестницах для восхождения. Оно будет духовное, дивное, такое, о котором мы не можем рассказать по достоинству. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** Цветок воскресения - бессмертие, цветок воскресения - нетление. Что богаче вечного покоя, что щедрее непреходящей безмятежности? Вот он, превосходный плод, урожай которого обогащает человеческую природу после смерти. //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие** **Подобает** – неотложный закон. Как бы на тело свое указывая, говорит: это мертвенное, это тленное должно стать нетленным и бессмертным. «**Тленное** есть тело, и **мертвенное** есть тело. Тело остается телом, потому что оно есть то, что облекается; исчезают же смертность и тленность, когда оно облечется в бессмертие и нетление. Посему не сомневайся, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно» (святой Златоуст). Вместе же тут и та мысль подтверждается, что восстанут именно эти тела, а не другие. «Апостол ясно дал знать, что воскреснет не другое что, но то самое, что истлевает, ибо как бы некиим перстом указал на то словом: **сему**, говоря: **тленному сему, и мертвенному сему**» (Феодорит). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Дионисий Ареопагит ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** Бесстрастным и нематериальным умом причащаясь Его умственного светодаяния и превосходящего ум соединения, [мы окажемся] в неведомых и блаженных покровах пресветлых лучей. //**О божественных именах.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** **Ибо должно смертному** сему телу **облечься** в жизнь **безсмертия, и сему** телу **тленному облечься** в славу **нетления**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** Боже мой! Какое чудное превращение уготовляешь Ты нашим телам. Мое тело из тленного и преходящего обратится в нетленное и вечное, из смертного и удоборазрушимого – в бессмертное и никогда, во веки веков ничем не разрушимое. Итак, мне, земле и пеплу, предстоит вечное бытие? – Так, вечное; но оно может быть двоякое: блаженное или мучительное. Господи! Имиже веси судьбами спаси мя, недостойного раба Твоего! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** Дабы кто-нибудь, услышав, что плоть и кровь не наследуют Царствия Божия и что мертвые воскреснут нетленными, не подумал, что тела не воскреснут, так как ныне они состоят из плоти и крови, прибавляет, что тела воскреснут, не такие, которые суть плоть и кровь, а преображенные в нетление. Заметь сии слова против тех, которые говорят, что воскреснут тела не те же самые, но иные; ибо тленному, говорит, **сему** и смертному **сему**; не иному, а указательно говорит: сему. Посему тело останется то же самое (ибо оно есть то, что облекается), но смертность и тленность уничтожается, так как оно облечется в нетление и бессмертие. Между смертью и тлением есть разность: слово "смерть" употребляется только о существах одушевленных, а "тление" и о неодушевленных. У нас же есть нечто подобное неодушевленному, например, волосы, ногти, но и эти предметы облекутся в нетление. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие** Подобно тому, как еще до принятия страданий Господь, преображенный и прославленный на горе, имел то же тело, что и до того, хотя уже в иной славе, так и после воскресения Его тело имело ту же природу, что и до страданий, хотя уже и в большей славе и в более величественном обличии. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 53-54 **Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою** //Облечься//. Это выражение указывает на то, что между настоящим и будущим, измененным, телом будет существовать связь. Тело наше не уничтожится, а только приметь новую форму существования, как бы оденется в новую одежду. - //Сбудется слово//... Пр. Исаия [[old:is:25:08|(XXV:8)]] говорит о том, что члены теократического общества, живые и умершие, будут в конце истории домостроительства Божия о спасении человека одарены бессмертием. Ап. это пророчество, как и многие другие, относящиеся, по-видимому, только к народу избранному, относит к будущему изменению тел всех людей. - //Победою//, т. е. полным раскрытием внутренних сил человеческого существа, когда становится уже невозможным никакое их ослабление. "Смерть будет поглощена вечной жизнью" (Godet). См. также Толкование на [[new:1kor:15:35#lopuxin_ap|1 Кор. 15:35]] [<10>]