[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:58 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом** //Вопрос//. Как иной **«всегда преуспевайте в деле Господнем»**? //Ответ//. Если он или преумножает данное ему дарование, содействуя пользе и преспеянию им облагодетельствованных, или оказывает в деле Господнем большее тщание в сравнении с предметами обыкновенного человеческого попечения. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом** См. Толкование на [[new:1kor:15:57#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:57]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем** **Темже**, ωστε, **так что**, – поставляет сии уроки в прямой зависимости от непосредственно предшествующего. Там – торжество над смертию, и вместе – мимоходное внушение побеждать наперед грех, к чему и силы даны в Господе. С этим последним внушением прямо и состоит в связи, что говорит теперь Апостол. **Тверди бывайте, непоступни**. Как Апостол не указывает предмета, то ограничивать твердость и непоступность только в отношении к вере в воскресение не будет справедливо. Скорее положить должно, что, как впереди благодарение возносилось к Богу за дарование победы и над грехом, а к этому ведет все домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе,– то здесь твердость и непоступность разумеется всесторонняя: и в вере, и в жизни по вере, и в принятии таинств, и в участии во всех освятительных чинах Церкви,– твердость и непоступность во всем этом не такая, что поревновал и бросил,– опять начал, но поревновал и опять бросил,– перемежающаяся, а постоянная, неизменная, ровная. **Избыточествующе в деле Господни всегда**. Какое это дело Господне? – Дело спасения. А оно в чем? – //Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных... и облещися в новаго... созданнаго по Богу в правде и преподобии истины// [[new:ef:04:22|(Еф. 4, 22, 24)]]. Это и есть то, что разумеет святой Златоуст под делом Господним. Он говорит, что избыточествование есть избыточествование «в чистой жизни». Та же мысль и у Феодорита: «Трудолюбно собирайте богатство благочестия». Дела Господня делание будет делание всякого добра. Надо делать добро не кое-как, не как случилось, а избыточествовать в делании его, «чтобы добро было совершенно обильно и выше предписанных пределов» (святой Златоуст). **Ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем**. «Справедливо это увещание, ибо ничто столько не колеблет (твердости и непоступности), как мысль, что трудишься тщетно и напрасно» (святой Златоуст). Итак, говорит, не колеблите! Твердо стойте в вере, в доброделании и терпении на пути сем. Плод трудов ваших верен. «Судия правдив и подвижникам соплетает венцы ([[new:2tim:04:08|2 Тим. 4, 8]]), делателям уготовал уже мзду ([[new:mf:20:08|Мф. 20, 8]])» (Феодорит). Откуда **ведяще**? – Из того, что сказал о воскресении и будущей жизни. **Пред Господем** – дает мысль, что, следовательно, весь труд свой так и надобно направлять, чтобы он был **пред Господем**,– Ему был посвящаем и совершаем так, как бы все, что ни делалось, делалось на глазах у Господа. Такой труд всегда свободен бывает от всякой примеси нечистых побуждений и всегда бывает приятен Господу. Он и не допустит, чтобы труд для Него и пред Ним был тощ и здесь, и тем паче там. «Не будем же, возлюбленные, предаваться сну: невозможно, совершенно невозможно беспечным сподобиться царствия небесного, равно и преданным роскоши и невоздержанию. Скорее, изнуряя и измождая свое тело и перенося бесчисленные труды, мы можем получить небесные блага. Разве не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен человек ко злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети? Разве не знаете, что обещанное вам выше человеческого? Разве не знаете, какому предстанем мы судищу? Разве не помните, что нам должно будет дать отчет в словах и помышлениях? – Ведайте, что если мы будем беспечны, то нас не защитит никто, ни праведник, ни пророк, ни апостол; если же будем ревностны, то, имея достаточную защиту в собственных делах, с дерзновением удостоимся благ, уготованных любящим Бога» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем** Поскольку, говорит, вы узнали, что будет воскресение и воздаяние добрым и злым, то будьте тверды; ибо они колебались в учении о воскресении. Поскольку же они и не радели о жизни доброй, из-за того, что будто не будет воскресения; то говорит: **всегда преуспевайте в деле Господнем**; не только делайте оное, но и творите его во изобилие. **Дело** же **Господне**, то, которое любит Господь и которого Он требует от нас, есть добродетель. **Зная, что труд ваш не тщетен пред Господом** То есть надейтесь, что будет воскресение, И вы ничего не потеряете из ваших трудов. Ибо прежде вы не радели о добродетели потому, что верили воскресению и потому не хотели трудиться напрасно, но теперь вы знаете что никакой ваш труд не останется напрасным. **Пред Господом** (εν Κυρίω) значит или труд ваш, который "в Господе", то есть на который вы имели помощь свыше, так как он обращен на дела богоугодные; или "у Господа" не останется труд ваш напрасным, но вы получите от Него воздаяние. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом** Изложив все, что есть необходимого для устроения учения Церкви, и указав, чему следовать и чего избегать, апостол Павел призывает быть твердыми в хорошем и на дела, приносящие плод пред Господом, всегда быть скорыми и щедрыми. И да не будут отвращены от изложенного неправедными речами внявшие изложенному и справедливо уповающие на вознаграждение от Господа. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом** Здесь содержится нравоучительный вывод из сказанного о победе христиан над грехом и смертью. - //В деле Господнем//, т. е. в распространении Евангелия и в собственном самоусовершенствовании. - //Труд ваш не тщетен//, т. е. ваша работа имеет важное значение. См. также Толкование на [[new:1kor:15:35|1 Кор. 15:35]] [<10>]