[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 16:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду** См. Толкование на [[new:1kor:16:01#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 16:1]] ---- Затем, (апостол) говорит и о способе, какой он назначил (для собирания милостыни): **по единей от суббот**, говорит, **кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится, да не егда прииду, тогда собрания бывают**. **Единою от суббот** - назвал он день воскресный. Почему же он назначил для пожертвований именно этот день? Почему не сказал: во второй день после субботы, в третий день после субботы, или в самую субботу? Не спроста и не без цели, но с тем, чтобы в самом времени найти себе споборника к возбуждению бóльшего усердия в жертвователях, потому что благоприятное время - немаловажная вещь во всяком деле. Но отчего, скажешь, время это может способствовать к убеждению - подавать милостыню? Оттого, что в этот день (воскресный) прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее - в этот день мы получили бесчисленное множество благ. В этот день разрушена смерть, истреблено проклятие, уничтожен грех, сокрушены врата адовы, связан диавол, прекращена долговременная брань, совершилось примирение Бога с человеками, род наш вошел в прежнее, или гораздо лучшее, состояние, и солнце увидело удивительное и чудное зрелище - человека, сделавшегося бессмертным. Обо всем-то этом и тому подобном желая напомнить нам, Павел вывел на средину этот день, делая его как бы ходатаем своим, и говоря к каждому: подумай, человек, сколь многие и великие блага получил ты в этот день, от каких избавился зол, чем ты был прежде, и чем стал после того. Сказав: **по единей от суббот**, апостол прибавил: **кийждо вас**. Не богатым только, говорит, внушаю это, но и бедным; не свободным только, но и рабам; не мужам только, но и женам; пусть никто не будет свободен от этого служения, ни лишен прибыли, но пусть всякий делает пожертвование. И бедность не может быть препятствием к такому пожертвованию. Хотя бы ты был до крайности беден, но, верно, не беднее той вдовы, которая принесла в дар все свое имение [[new:lk:21:02|(Лук. XXI, 2 - 4)]]. Хотя бы ты был до крайности беден, но, верно, не беднее жены сидонской, которая, имея только горсть муки, не отказалась принять пророка; видела она, что вокруг ее лик детей, и грозит голод, и нет у нее ничего более в запасе - и однакож приняла пророка с великим усердием ([[old:3ts:17:10|3 Цар. XVII, 10]] и д.). А почему апостол сказал: **да полагает у себе сохраняя**? Потому, что откладывающий (в пользу бедных), может быть, постыдился бы и постеснялся и показать свое пожертвование, когда оно мало. Поэтому, говорит, ты береги и храни, а когда от частых вкладов малое сделается великим, тогда уже открывай. Не сказал притом: собирая, но: **сохраняя** (ϑησαυριζων, - сберегая сокровище), чтобы ты знал, что эта издержка есть сокровище, что этот расход есть прибыль, - сокровище, лучшее всякого сокровища. Это чувственное (сокровище) издерживается, и расхищается, и часто губит нашедших его; а то небесное - совершенно напротив: всегда неуменьшаемо и безопасно от расхищения, спасительно стяжавшим и получающим его. Оно не истребляется временем, не гибнет от зависти, но недоступно никаким злым умыслам, и доставляет бесчисленные блага собирающим его. Меру подаяния он определил силою дающих: **кийждо вас**, говорит, **да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится**. Не сказал: что может, или что найдется, но: **что благопоспешится**, показывая тем, что подающему будет содействовать и высшая помощь, и благодать (Божия). Павел заботился не о том только, чтобы деньги подаваемы были бедным, но и о том, чтобы (это делалось) с совершенным усердием. И сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и - даже больше для последних, чем для первых. Если бы Павел заботился только о бедных, то повелел бы только подавать деньги, а не требовал бы усердия со стороны дающих; но вот теперь апостол и там, и здесь старается особенно о том, чтобы подающие подавали с удовольствием и радостью. Так в одном месте он говорит: //не от скорби, ни от нужды, доброхотна бо дателя любит Бог, не просто дающего, но делающего это доброхотно// [[new:2kor:09:07|(2 Кор. IX, 7)]]. А в другом месте: //подаваяй, в простоте; предстояй, со тщанием; милуяй, с добрым изволением// [[new:rim:12:08|(Рим. XII, 8)]]. Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь. Поэтому Павел всячески старается сделать эту заповедь легкою, чтобы подаяние было с усердием. В самом деле, смотри, сколько он представил обстоятельств, облегчающих тяжесть этого дела. Во-первых повелевает, делать подаяние не одному, не двум или трем человекам, но всему городу, потому что слово милостыня (λoγια) означает не что иное, как сбор или складчину общих подаяний. Во-вторых, (указывает) на достоинство приемлющих, потому что не сказал: бедным, но: **святым**. В-третьих, представляет пример тех, которые тоже сделали: **якоже устроих**, говорит, **церквам галатийским**. В-четвертых, показывает, что благоприятствует этому самый день: **по единей от суббот**, говорит, **кийждо вас да полагает у себе сохраняя**. В-пятых, повелевает не всю милостыню подать вдруг, но собирать исподоволь и понемногу: а ведь не одно и то же велеть принести все в один день, или раздробить приношение по частям на несколько дней; такое раздробление делает и издержку нечувствительною. В-шестых, не назначает меры (подаяния), но предоставляет ее на волю дающих, и показывает, что в этом помогает и Бог, потому что слова: **еже аще что благопоспешится** означают то и другое. К этому присовокупил и седьмое обстоятельство, сказав: **да не егда прииду, тогда собрания бывают**. Здесь он и поощряет их ожиданием своего личного присутствия, и утешает указывая на время своего прибытия. **//Беседа о милостыне.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится: да, не егда прииду, тогда собрания бывают** По единей от суббот, κασα μιαν σαββατων– субботы, σαββατα, означает неделю, все семь дней; едина от суббот, μια σαββατων, означает первый день недельный, день Господень, воскресенье. **По единей** – не после, а в каждый первый день недели, по воскресеньям. В воскресенье, с Апостольских времен, было в обычае между христианами устроять дела благотворения. Своих бедных достаточные питали в этот день на вечери любви, а дальних – посредством сборов и посылок им вспомоществования.– Не вдруг отлагать, а понемножку заповедует Апостол, потому что этим способом незаметно можно собрать больше, нежели сколько готова была бы рука дать зараз. Почему употребил слово: сохраняя, θησαυριζων – сокровиществуя, собирая в сокровищницу. **Что благопоспешится**, смотря по тому, какая у кого будет прибыль у самого от оборотов и трудов; но вместе намекается и на благорасположение: не хочет неволить, **доброхотна бо дателя любит Бог**. «Количество подаяния Апостол предоставляет расположению, научая, что душам, избирающим лучшее, содействует Бог. Ибо сие выразил словами: **еже аще что благопоспешится**» (Феодорит). Почему: **да не когда прииду собрания бывают**? – Или, опять, чтоб не стеснять их, или чтоб, когда придет, умы их были свободны от всяких сторонних забот, а только внимали тому, что он имел им предлагать. Святой Златоуст говорит: «Смотри, как он убеждает их самым временем; ибо этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день. И не потому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдохновение и свободу от трудов, ибо души, облегченные от бремени трудов, бывают удобопреклоннее и способнее к милосердию. Кроме того и причащение в этот день страшных и бессмертных Таин производит великую готовность к подаянию. Итак, в этот день **кийждо вас**, не тот или другой, но **кийждо**, беден ли он или богат, жена или муж, раб или свободный, **да полагает у себе сохраняя**. Не сказал: пусть приносит в церковь, дабы им не стыдно было приносить малое, но: пусть, сберегая мало-помалу, увеличивает приношение, и потом покажет его, когда я приду; а до того времени, говорит, отлагай у себя, и дом свой делай церковию, ковчегом, сокровищницею; будь стражем священного имущества, самопоставленным домостроителем бедных; человеколюбие дает тебе сие священное право. Знаком этого остается и доныне сосудохранительница. Но знак остается, а дела нет.– Смотри, опять, как это не трудно. Не сказал: столько-то или столько-то, но: **еже аще что благопоспешится**, много ли, мало ли. Не сказал также: сколько кто приобретет, но: **еже аще что благопоспешится**, выражая, что приобретение – от Бога. И не таким только образом он делает совет свой удобоисполнительным, но и тем, что не повелевает вносить все в одно время, ибо, если собирать мало-помалу, то служение и иждивение делается нечувствительным. Посему он и повелевает не тотчас принести, но назначает продолжительный срок и приводит причину: **да не егда прииду**, говорит, **тогда собрания бывают**, то есть дабы не делать сборов тогда, когда наступит время взноса. И не без цели предлагает им такое замечание; ожидание Павла должно было возбуждать в них более усердия». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду** **В первый день недели**, что собиралось со всей страны, пусть отсылали бы бедным, которые были в Иерусалиме; такое повеление дали ему Апостолы. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние** Первым днем недели называет день Господень (воскресенье). И самым днем предрасполагает их к милостыне, напоминая о совершаемых в оный таинствах. Очень также благоразумно повелевает каждому сберегать то, **сколько позволит ему состояние**, то есть что Бог пошлет и что будет сподручно. Ибо не сказал: тотчас неси, Дабы не пристыдить кого-нибудь, имеющего мало, но: отлагай сам у себя, и когда придет время, тогда и неси. **Чтобы не делать сборов, когда я приду** Дабы, говорит, вам не собирать тогда, когда нужно раздавать. Словами **когда я приду** делает их более усердными к сбору, так как пожертвования будут пред его глазами. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду** См. Толкование на [[new:1kor:16:01#lopuxin_ap|1 Кор. 16:1]] [<10>]