[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 1:2 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** О, если бы и нам, хорошо подвизавшись и низложив //мудрование плотское//, которое есть //вражда на Бога// [[new:rim:08:07|(Рим 8:7)]], когда душа придет в спокойное и безмятежное состояние, наименоваться сынами мира и в мире приобщиться Божия благословения! ...Боримый страстями не причастен мира Божия, который даровал Господь ученикам Своим. Сего-то мира и апостол испрашивает церквам, говоря: **благодать вам и мир да умножится**. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** См. Толкование на [[new:1pet:01:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 1:1]] ===== Ориген ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** Но нельзя думать в то же время, что Дух имеет познание [Отца] постольку, поскольку открывает Его Сын. Если Дух знает Отца по откровению Сына, то, значит, Он переходит от неведения к знанию; но исповедовать Духа Святым и в то же время приписывать ему неведение, конечно, и нечестиво, и глупо. //**О началах.**// ===== Экумений ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** Хотя [Петр] и позднее по времени, он не отсутствует в предведении Божьем и, соответственно, показывает себя равным Иеремии, которого [Бог] познал прежде образования его во чреве, освятил и поставил пророком для народов. А поскольку пророки среди прочего предвозвестили и пришествие Христа, ибо ради этого они были посланы, [Петр] прибавляет слова о необходимости [своего] апостольства и говорит: **при освящении Духом** я был послан для [обращения] **к послушанию** и для очищения **кровью Иисуса Христа.** Сказав так, он дает понять, что характер его апостольства определяется отделением. Ведь именно это он показывает, употребляя слово **освящение**. Подобным образом [в Писании] фраза //И будете Мне народом избранным, освященным// [[old:vtor:14:02|(Втор 14:2)]] означает, что [еврейский народ будет] отделен от остальных народов. Итак, апостольство [Петра] заключается в том, чтобы отделять посредством духовных даров покорные народы, очищенные крестом и страданиями Христовыми - не пеплом телицы, как это бывало в тех случаях, когда возникала нужда загладить вину от общения с язычниками, но кровью Христовых страданий. В то же время и свидетельство тех, кто обрел через Христа веру в Него, запечатлевается кровью. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** Избраны же они были для того, чтобы через обретение Духа освятиться; и очищены от всех грехов, чтобы стали послушными Господу Иисусу Христу, те, кто погиб из-за непослушания первого человека, дабы, окропленные Его кровью, они спаслись от власти сатаны. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** **По предведению Бога Отца.** С этим согласуется то, что сказано Павлом так: //так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас// [[new:ef:01:04|(Еф 1:4-5)]]. Предведением же не что иное надо считать, как созерцание будущего, которое уже не есть предведение, но знание, после того как то, что вначале обдумывалось,становится осуществленным. Итак, хотя те, кому пишет Петр, были избраны согласно предведению, однако говорит он с ними существующими. //**На 1-е послание Петра.**// ===== Андрей Монах ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** Здесь, **по предведению Бога Отца**, Петр себя называл апостолом Христовым. И изъясняя нам способ апостольства **к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа**, он говорит, что **благодать вам и мир да умножится**. Стало быть, верующие в Него освящаются через Духа, и Он окропляет нас Своею Кровью, чтобы очистить нас. Как нам не знать, что Бог освящает нас Своим Духом и очищает Своею Кровью? [Христос] ведь был Бог во плоти. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** Это избрание совершилось: 1) **по предведению Бога Отца**: как Вечный, для Которого //тысяча лет, как один день// [[new:2pet:03:08|(2 Пет. 3:8)]], Бог от вечности знает все, что будет делаться в мире и со всеми предметами, и в частности с людьми, все, что каждый будет делать по своей свободной воле и произволению. Так как в Боге мысль и действие нераздельны, то **предведение** в Нем есть в то же время и решение, или, что то же, предназначение и предопределение. Таким образом, в отношении к существам нравственно свободным Бог от вечности знает дела их свободной деятельности, и так как эта деятельность выражается у людей в действиях или добрых, или злых по преимуществу, то Бог, предведя, или предзная, такой или иной образ деятельности их, предназначает, или предопределяет, нисколько не нарушая их свободной воли, одних — с доброю деятельностию — к блаженству, которое есть и следствие, и награда доброй деятельности, других — со злою деятельностию — к погибели, которую необходимо влечет за собою злая деятельность (ср. [[new:rim:08:28|Рим. 8:28—29]]). Это вечное предведение и предопределение осуществляется во времени в преемстве человеческих поколений в избрании одних и в отвержении других; из среды грешного человечества избираются и ведутся по пути к блаженству добрые; злые и грешные обрекаются на погибель, куда и влечет их злая деятельность. И то и другое Бог знал от вечности и, следовательно, и то и другое совершается во времени по предведению Бога Отца. В этом смысле апостол своих читателей - христиан, призванных в Царство Христово и, следовательно, к блаженству (если они сами своею свободною деятельностию оправдают это призвание), называет избранными по предведению Бога Отца (ср. [[new:in:10:14|Ин. 10:14]]; [[new:act:04:28|Деян. 4:28]] и примеч.). Это избрание совершилось: 2) **при освящении от Духа**, то есть Святого, как третьего лица достопоклоняемой Троицы. Избрание предназначенных по предведению Бога Отца к блаженству совершается во времени Духом Святым, Его силою и действием и наитием, которым избираемый освящается (ср. [[new:2sol:02:13|2 Фес. 2:13]]). Под освящением человека со стороны Духа Святого разумеются все и всяческие Его благодатные действия и дары, от самых первых и легких Его дуновений в душе человека до полного по возможности благодатствования его, а со стороны человека самого — очищение и нравственное совершенствование им себя самого деятельным усвоением себе этой благодати Духа, что выражается внешне в добрых делах. Это избрание совершилось: 3) для высочайшей цели — **к послушанию и окроплению** (точнее — в послушание и окропление) **кровию Иисуса Христа**: смысл слова послушание определяется здесь понятием окропления кровию Христовою, которое посему и требует объяснения прежде. Это понятие встречается только в двух местах во всем Новом Завете: здесь и [[new:evr:12:24|Евр. 12:24]]; и здесь и там — в одном и том же значении, которое с первого взгляда не совсем ясно. Выражение очевидно несобственное, а образное, и образ взят, без сомнения, из Ветхого Завета. Но какой образ и как он относится к изображаемому в этом выражении? Так как здесь речь о людях, избранных к окроплению кровию Христовою, то ветхозаветный образ Агнца пасхального сюда нейдет, как ни близок по видимому, ибо кровию Агнца пасхального не окроплялись люди, а только помазывались ею, при исходе евреев из Египта, косяки и пороги жилищ еврейских [[old:ish:12:start|(Исх. гл. 12)]]. Точно так же нейдет сюда образ жертвенной крови, которою при известных случаях окропляли алтарь жертвенный, завесу пред входом во Святое Святых и кивот завета [[old:lev:01:05|(Лев. 1:5;]] [[old:lev:05:09|Лев. 5:9;]] [[old:lev:04:06|Лев. 4:6-7,]] [[old:lev:04:17|17-18;]] [[old:lev:16:14|Лев. 16:14-19)]], ибо здесь окроплялись кровию священные предметы, а не люди. Ближе всего сюда идет образ жертвенной крови при заключении завета Богом с народом еврейским, когда кровию окропляем был народ: //и взял Моисей крови (жертвенной) и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами// [[old:ish:24:08|(Исх. 24:8;]] ср. [[new:evr:09:18|Евр. 9:18-22)]]. С кровию заключен был завет с народом еврейским; кровию, излиянною на кресте воплотившимся Сыном Божиим в жертву за весь мир, заключен был новый завет Бога с человечеством (ср. [[new:mf:26:28|Мф. 26:28]], прим. и парал.); окроплением кровию принесенной жертвы при заключении ветхого завета народ еврейский вступал в этот завет и делался святым народом завета. Соответственно сему окропление кровию Иисуса Христа есть образное выражение вступления с Богом в новый завет, заключенный пролитием этой крови Христом на кресте. Итак, выражение — **избранным к окроплению кровию Иисуса Христа** значит: избранным вступить в новый завет с Богом, утвержденный чрез Иисуса Христа, то есть избранным для вступления (и уже вступившим) в Церковь Христову. — Этим же вышеуказанным местом из книги Исход объясняется смысл слова — **к послушанию**. Моисей окропил народ жертвенною кровию в ознаменование вступления его в завет с Богом лишь после того как, по прочтении книги завета вслух всего народа, народ сказал: //все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны// [[old:ish:24:07|(Исх. 24:7)]], то есть ветхий завет заключен при окроплении жертвенною кровию лишь под условием послушания народа воле Иеговы, выраженной в книге завета. Соответственно сему понятие послушания при окроплении кровию Иисуса Христа означает покорность воле Божией, выраженной чрез учение Пролиявшего на кресте кровь сию, то есть послушное и покорное, следовательно — имеющее своим основанием веру, принятие учения Господа Иисуса Христа о спасении Богом чрез Него мира, или — всего вообще христианского учения. Это **послушание** — есть необходимое условие для вступления в этот новый завет, а потому и слово это стоит здесь пред словами **окропление кровию**. — Приметим еще, что избрание христиан именно как членов Церкви Христовой из числа всех, остающихся вне сей Церкви, представляется здесь таким делом, в котором участвуют все три лица достопоклоняемой Троицы. Избрание совершается **по предведению** и вместе предопределению **Бога Отца** о спасении их во Христе; Христос Своею смертию учреждает новый завет, в котором найдут свое спасение избираемые; Дух Святой вводит в этот новый завет избираемых, даруя благодать, усвояющую избранным искупительные действия Ходатая нового завета и тем освящая избранных. — **Благодать и мир**: благодать — как совокупность даров Святого Духа, усвояемых верующим в искупительные заслуги Спасителя и освящающих их; мир в Боге и с Богом, мир внутренний в совести, мир с ближними — это плод благодатных действий Духа Святого на дух человека, высший плод, в котором как бы сосредоточиваются все другие дары, почему и встречается так часто в апостольских приветствиях благожелания этого мира. «Мир» — это было обычное приветствие, но приветствие апостольское миром имеет указанный высший, чем мирской, смысл (ср. [[new:in:14:27|Ин. 14:27]]), на что указывает и постоянно сопоставляемое у них с сим словом слово благодать. «Благодать потому, что мы спасаемся даром, не принося ничего от себя; мир потому что, оскорбив Владыку, мы были в ряду Его врагов» (Феофилакт). **Да умножится**: дары Святого Духа в духе человеческом, по мере приемлемости его и нравственного совершенствования, умножаются, или усиливаются, от низших степеней, или начатков, возрастают до высшего совершенства, точно так же как от небрежения и усиления грехов умаляются и отнимаются. Этого умножения, или усиления, благодати и мира, а следовательно — и нравственного совершенствования, как необходимого, с одной стороны, условия, а с другой — следствия даров благодати и мира, и желает апостол своим читателям в приветствии им. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится** См. Толкование на [[new:1pet:01:01#lopuxin_ap|1 Пет. 1:1]] [<10>]