[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 1:3 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-5 **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому** Благословляет Бога, благодаря Его за все те блага, которые Он подает. Что же подает Он? Упование, но не то, какое было чрез Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертно, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он как сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть. Итак, дар есть **упование живое, нетленное наследство**, не на земле отложенное, как например, отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным. При этом уповании еще дар – сохранение и соблюдение верных. Потому что Господь и об этом молился, когда сказал: //Отче Святый! соблюди их// [[new:in:17:11|(Ин. 17, 11)]]. //Силой//. Какая же сила? – до явления Господня. Ибо если бы соблюдение не было сильно, то не простерлось бы до такого предела. А когда столько и таких даров, то принимающим их естественно радоваться. **хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время** Если наследство на небесах, то открытие тысячелетнего царства на земле – ложь. //**Толкование на Первое послание апостола Петра.**// ===== Климент Александрийский ===== **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому** Если Бог нас породил из материи, потом действительно в соответствии с совершенным в жизни вновь возродил Отец Господа нашего. **Воскресением Иисуса Христа**, в соответствии с верой нашей, воскресает в нас, так же как в противоположном случае умирает в нас при нашем неверии. Говорил же снова Петр, что никогда не возвращается вторично душа в тело в этой жизни: ни справедливая, которая стала ангельской, ни дурная, чтобы не получила возможность греха благодаря принятию плоти; в воскресении жеи та, и другая возвращаются в тело. Они соединяются вместе сообразно с устройством другого, приводя себя в некое соответствие, словно невод или сооружение из камней. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Экумений ===== Ст. 3-4 **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас** Что представляет собою награда? Это – надежда, [но] не такая, какая была у спутников Моисея, чаявших с его помощью обрести землю Ханаана; нетленная надежда на тленное у подверженных тлению людей, но – живая. Что питает ее? Восставший из мертвых Иисус Христос. Ведь Он, восстав среди них, удостоит этой же самой надежды и тех, кто через веру в Него придет к Нему. Итак, награда – это живая надежда, наследие нетленное и незапятнанное, сберегаемое не на земле, как у праотцев, но в небесах. Благодаря этому приобретается вечность, а это больше [всякого] наследия на земле. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому** Он возносит благословения Богу Отцу таким образом, дабы показать, что Господь, наш Спаситель, является и Богом, и человеком. Отцом же Господа нашего называет потому, что не сомневается, что при этом наш Господь существовал всегда в качестве Сына Божия. Мы по праву благословляем Бога, Который - хотя по нашим заслугам мы были бы достойны смерти – по Своей милости возродил нас к жизни и сделал это через воскресение Сына Своего, поскольку возлюбил нашу жизнь так, что ради нее определил Ему умереть и, воскресением смерть поправ, дал нам упование и пример возрождения. Ибо Он умер, дабы мы не боялись смерти, и воскрес, дабы и мы через Него уповали на свое воскресение. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому** Это милость, которая смогла простить все, что совершено, а также сказано и задумано в грехе язычников с начала мира вплоть до конца мира. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Андрей Монах ===== **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому** Он говорит, что они получили нетление и надежду жизни и блага, а последние – больше, чем полагают люди. По этой причине он благословляет Бога и Отца и именует Его многомилостивым, чтобы удостоверить истину. Ведь Бог – податель вещей лучших и тех, что точно сбудутся. Относится высказывание и к Ветхому Завету, ибо в нем Бог дал землю хананеев тем, кто в Него поверил. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому** Из глубины сердца, исполненного благодарностию к Богу за искупление мира и радостного за призвание в Церковь Христову читателей послания – христиан, апостол возносит, вслед за приветствием читателей, славословие Богу: **благословен Бог и Отец**. Подобным образом славословит Бога за искупление мира другой первоверховный апостол – Павел ([[new:ef:01:03|Еф. 1:3]] и далее). – Бог называется Богом и Отцом Господа Иисуса Христа; так и Сам Христос называл Его не только Отцом Своим, но и Богом Своим ([[new:in:20:17|Ин. 20:17]]; ср. прим.); так это часто и у апостола Павла [[new:2kor:01:03|(2 Кор. 1:3;]] [[new:2kor:11:31|2 Кор. 11:31;]] [[new:rim:15:06|Рим. 15:6;]] [[new:ef:01:03|Еф. 1:3,]] [[new:ef:01:17|17;]] [[new:kol:01:03|Кол. 1:3)]]. Форма славословия может быть заимствована из богослужебного употребления ее в апостольское время (ср. [[new:iak:03:09|Иак. 3:9]]). Славословие возносится за возрождение христиан чрез Иисуса Христа к вечному спасению: **по великой Своей милости возродивший нас **и проч. Милость есть милующая любовь Божия к слабым, беспомощным, бессильным, грешным, каковы все люди вне благодати возрождения. Спасение мира чрез Христа есть дело исключительно одной любви Бога к миру ([[new:in:03:16|Ин. 3:16]] и прим.) и именно любви милующей, снисходительной, прощающей, так как сам человек, по своей греховности и скверне вследствие отпадения от Бога, недостоин любви к нему Божией и не имеет права на нее. Эта милующая любовь Бога Отца послала в мир возлюбленного Сына Своего для искупления мира и возрождения верующих в Него в новую жизнь. – **Возродивший нас**: вновь свыше духовно родивший нас (ср. [[new:in:03:03|Ин. 3:3]] и прим.; [[new:tit:03:05|Тит. 3:5;]] [[new:kol:03:01|Кол. 3:1;]] [[new:ef:01:19|Еф. 1:19-20;]] [[new:ef:02:10|Еф. 2:10]]). Все неверующие в Господа Иисуса Христа как Искупителя мира не возрождаются, хотя жертва Христова крестная простирается на всех; верующим же дается новое духовное начало жизни в таинствах крещения, миропомазания и других разнообразных действиях благодати Святого Духа, оживотворяющих душу человека. В отпадении от Бога человек мертв духовно; вера во Христа делает его живым, как бы вновь рождает его, чтобы он в единении жизни со Христом достигал своего высшего, первоначально его природе присущего, но утраченного им, назначения, то есть вечного блаженства. Эта цель возрождения указывается в словах: **к упованию живому** (возродивший). //Мы спасены в надежде//, – говорит другой апостол [[new:rim:08:24|(Рим. 8:24)]]; теперь, в этой жизни, верующий во Христа лишь уповает на спасение свое, обладание им принадлежит будущему времени. Эта надежда на спасение дается возрождением и в возрождении; не будь возрождения – нет и надежды на спасение, и, таким образом, верующий возрождается к надежде – **к упованию**. Это упование возрожденного есть упование **живое**: что возникает чрез рождение, то живое; так и упование возрожденных есть живое в противоположность мертвому, бессильному, суетному и пустому упованию не возрожденных людей мира сего; упование христианское оживляет дух, потому что утешает, укрепляет, радует его даже в самих страданиях. – **Воскресением Иисуса Христа**: по греческому строению речи (в которой это выражение стоит после выражения – **к упованию живому**) это выражение можно относить или к слову **возродивший**, или к слову – **живому**. В первом случае оно будет значить, что воскресение Христово есть средство, которым Бог возродил нас к живому упованию, – факт, который составляет жизненное основание нашей живой надежды, ибо воскресение Христа из мертвых есть основной и средоточный догмат возрождающей нас веры (ср. [[new:rim:10:09|Рим. 10:9]]), так что если Христос не воскрес, то тщетна и вера наша, тщетно и упование наше, тщетна и проповедь евангельская [[new:1kor:15:14|(1 Кор. 15:14,]] [[new:1kor:15:17|17)]]. В последнем случае выражение будет значить, что живость упования христиан, к которому они возрождены, основывается на воскресении Иисуса Христа, так что если бы Христос не воскрес, то упование это не было бы живым. Последняя мысль имеет свое основание в первой, как частная в общей или подчиненная в главной, а потому первое толкование должно быть предпочтено последнему, или, лучше, они должны быть взаимно соединены, как восполняющиеся. «Упование... живое. Откуда оно имеет жизнь? – От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он как Сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время** После приветствия читателям с изображением источника христианского спасения Апостол исполняется чувством глубокой сердечной благодарности к Богу за искупление мира и призвание в Церковь Христову читателей-христиан, и изливает свое верующее чувство в торжественной доксологии или славословии, близко напоминающем подобное же славословие другого первоверховного Апостола Павла в начале послания к Ефесянам ([[new:ef:01:03|I:3]] след.). В своем славословии Богу Ап. Петр называет Бога Богом и Отцом Господа Иисуса Христа, как и Сам Христос именовал Бога не только Отцом, но и Богом своим [[new:in:20:17|(Ин 20:17)]], равным образом и Ап. Павел часто именовал, обычно в славословиях же, Бога Отцом и Богом Иисуса Христа [[new:rim:15:06|(Рим 15:6;]] [[new:2kor:01:03|2Кор. 1:3;]] [[new:2kor:11:31|11:31;]] [[new:ef:01:03|Еф 1:3,]] [[new:ef:01:17|17;]] [[new:kol:01:03|Кол 1:3)]]. Возможно, что форма славословия заимствована из богослужебного употребления ее в апостольское время (ср. [[new:iak:03:09|Иак 3:9]]). Самое спасение во Христе Апостол в своем славословии характеризует в ст. 3 с трех сторон: а) по источнику своему, оно есть дело великой милости (το πολύελεος) Божией, так как спасение грешного мира и человечества есть исключительно дело милующей человека любви Божией [[new:in:03:16|(Ин 3:16)]]; б) по существенному свойству своему оно есть возрождение (ἀναγεννήσας), благодатное перерождение людей в новую, духовную и вечную жизнь (ср. [[new:in:03:03|Ин 3:3;]] [[new:tit:03:05|Тит 3:5;]] [[new:kol:03:01|Кол 3:1;]] [[new:ef:01:19|Eф 1:19-20;]] [[new:ef:02:10|2:10)]]; наконец, в) по конечной цели, спасение во Христе **ведет во упование живо** (εις ελπίδ Ζώσαν) **воскресением Иисусом Христом от мертвых**: духовно мертвый в отпадении от Бога человек через веру в Христа и в единении со Христом возрождается в новую жизнь и получает твердую надежду на вечную блаженную жизнь, залог же и основание этой надежды составляет воскресение Иисуса Христа из мертвых [[new:rim:10:09|(Рим 10:9;]] [[new:1kor:15:14|1Кор.15:14,]] [[new:1kor:15:17|17)]]. "Что подает Бог? упование, но не то, какое было через Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертью, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он, как Сам воскрес, так и приходящим к Нему через веру в Него дает тоже силу воскреснуть" (блаж. Феофил.). В ст. 4 подробно обозначается самый предмет христианской надежды. Этот предмет – **наследие**, наследство (εις κληρονομίαν), т. е., по сходству с землею обетованною Ветхого Завета [[old:gen:15:18|(Быт 15:18)]], – духовные блага Царства Христова, наследуемые христианами [[new:mf:05:05|(Мф 5:5;]] [[new:gal:04:07|Гал 4:7)]], особенно вечное блаженство на небесах [[new:evr:09:15|(Евр 9:15)]], – называемое здесь у Ап. Петра **нетленно** (ἄφθαρτον), **нескверно** (ἀμίαν­τον), **неувядаемо** (ἀμάραν­τον ) т. е. наследие небесное, чаемое христианами, не подвержено никакой порче и уничтожению [[new:mf:06:19|(Мф 6:19-20)]], чисто, свято и совершенно, вечно цветущее и всегда себе равное "не на земле отложенное, как, напр., отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным" (блаж. Феофил.). Наследие это, по Апостолу, **сохраняется** (τετηρημένη) на небесах для христиан: образ взят от земных сокровищ, хранимых родителями в безопасном месте для детей своих. Но не только сокровища для верующих сохраняются на небесах, но и сами они, во исполнение прошения Самого Господа Иисуса Христа в Его Первосвященной молитве, сохраняются, оберегаются силою Божиею (ср. [[new:fil:04:07|Флп 4:7)]] **через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время.** И от самого человека требуется непрестанное бодрствование о своем спасении [[new:mf:24:42|(Мф XXIV:42;]] [[new:mf:25:13|25:13)]], но, по слабости человеческой, нужна именно всемогущая сила Божия, чтобы охранить христианина от многих и различных врагов и опасностей его спасения. Спасение это во всей полноте готово открыться **в последнее время**, "ἐν καιρῶ ἐσχάτω, т. е. по новозаветному употреблению этого выражения (ср. [[new:mf:13:39|Мф 13:39-40;]] [[new:mf:24:03|24:3;]] [[new:mf:28:20|28:20;]] [[new:2tim:03:01|2Тим. 3:1;]] [[new:iud:01:18|Иуд 18]]), с окончанием царства благодати и открытием царства славы, при втором пришествии Христовом. Выражение "**готово**" дает мысль о близости этого последнего времени. "Эта близость понимается здесь, без сомнения, в том же смысле, как и других апостолов, т. е., что с первым явлением Христовым в мир настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, в продолжение которой должно постоянно быть готовыми ко второму пришествию Господа Иисуса Христа на суд (см. [[new:iak:05:07|Иак 5:7-9]])" (Преосвящ. еп. Михаил). [<10>]