[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 1:12 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** Разумеется, ангелы Бога и видят, и желают видеть; и жаждут рассмотреть, и рассматривают. Ведь если так желают видеть, чтобы исполнением своего желания менее всего наслаждаться, в желании без плода есть робость, и робость содержит в себе страдание. Однако блаженные ангелы далеки от всякого страдания, потому что никогда вместе не сходятся мучение и блаженство. //**Нравственные поучения на Книгу Иова.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** Ведь, говорит, вам было благовествовано Святым Духом, который был послан, то есть через заступника, о котором Господь сказал: если я не уйду, не придет тот, на которого - говорит - ангелы желают смотреть; не ангелы отступники, как многие предполагают, но - что истинно, а также божественно - ангелы, которые желают достигнуть успеха Его совершенства. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** Одни суть загадки более совершенных таинств. А другие суть те, о чьей будущей славе сообщили пророки, которым это было открыто. И святые благовествовали Духом Бога, посланным с небес, куда страстно желают проникнуть взглядом ангелы, как говорит апостол Петр. //**Послания.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** Ибо один Сын, совершивший волю Отца, и один человеческий род, в котором совершаются таинства Божии, которые желают видеть ангелы. //**Против ересей.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** //Некоторые недоумевают: «Отчего говорится, что вочеловечение Господа сокрылось от небесных сил, тогда как мы узнаем, что и пророчества о Господе исходили от ангелов, и о зачатии Девы Гавриил благовествует, и пастухам ангелы путь указывают. Что же тогда сокрылось от ангелов?// В том, что ангелы знали о предстоящем вочеловечении Господа ради спасения людей, сомневаться не следует. То же, что от них сокрылось, — это непостижимое зачатие Господа и то, каким образом сущий //весь в Отце// [[new:in:10:38|(Ин. 10:38)]], //весь во всем и все исполняющий// [[new:ef:01:23|(Еф. 1:23)]], был весь во чреве Девы. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** Одни говорят, что таковые блага суть то, что //«не видел того глаз»// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]], другие – что они есть таинство Причастия нашего. [Возникает вопрос]: имеет ли это вообще какой-либо смысл? Ведь наша бескровная Жертва осуществляется, совершается и сопровождается святыми Ангелами. Поэтому, как мне кажется, Ангелы желают, чтобы и в их естестве, как и в нашей плоти, вселился по сущности Бог Слово, сотворивший их. Они также желают, чтобы естество их, восседающее на херувимском престоле в лоне Отца, было поклоняемо и прославляемо нами, как поклоняется наше естество во Христе от них и от всякой зримой и незримой твари. Еще они желают иметь //«ключи Царства Небесного»// [[new:mf:16:19|(Мф. 16:19)]] и сесть //«на двенадцати престолах»// [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28)]], творя суд, как Христос, в День Судный и как будут судить рыбари. Итак, я говорю: Херувимы и Серафимы желают иметь такую же близость ко Христу, какую имел (ученик), //«приклонившийся к груди Его»// [[new:in:21:20|(Ин. 21:20)]], и какую женщины-грешницы, возлившие миро [на главу Его], и умащать этим миром [ноги его] [[new:mf:26:07|(Мф. 26:7]]; [[new:mk:14:03|Мк. 14:3]]; [[new:lk:07:37|Лк. 7:37-38)]]. Я говорю тебе о том, что величием своим превышает всё; ведь Христос сказал, что когда [Сын Человеческий] придет в День Судный, то //Силы небесные поколеблются// [[new:mf:24:29|(Мф. 24:29)]] от страха и трепета перед Ним. Праведников же Он //посадит и, подходя, будет служить им// [[new:lk:12:37|(Лк. 12:37)]], – Он, Который сотворил их. Таковы столь великие блага, дарованные нам Христом, в которые **«Ангелы желают проникнуть»**, то есть войти. **//Вопросы и ответы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** Поскольку некие думали, что меньше обетование и спасение положено тем, кто [жил] прежде пришествия Спасителя, считая, что во всей полноте святыню могли иметь те, кто видел Господа чувственным образом [после Его пришествия] и от Него получал знамения, апостол показывает, что неправильно это их предположение. Ибо как может быть меньше кого-то, кто жил после пришествия [Христа], Авраам, хотя он видел день Господень, и все, достигшие совершенства, согласно Господу, отходят в лоно Авраамово? Как могут быть меньшими Моисей и Илия, которые явились [на Фаворе] преображенными в [Божией] славе вместе с Господом, хотя они не видели Господа чувственным образом? Ведь нет преимущества у тех, кто видел [Христа] во плоти, перед теми, для кого Его пришествие было мысленным. В самом деле, многие из неуверовавших, как оказалось, обманулись во мнении о [Христе] , имея склонность к нарушению всеми способами Ветхого Завета. И вот, что было сказано, что, если и не видели и не слышали чувственным образом то, что Господь сказал [и сделал], все равно имели к этому божественную любовь: //многие пророки и праведники желали видеть// [[new:mf:13:17|(Мф 13:17)]]. Если кто-либо стяжает спасение, которое искали и пророки в качестве своей цели, то он достигает той цели, которой стремятся достигнуть все. Ради нее ведь все было сотворено [Богом], она же не ради чего. Она не была явлена ни святым ангелам, ни вообще всем блаженным разумным тварям, которые не могли постичь предстоящего, хотя все они стремились вникнуть в то, чему предстояло открыться в последние дни. //**Фрагменты.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** См. Толкование на [[new:1pet:01:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 1:11]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** Среди множества тайн, открытых пророкам, когда они о будущем спасении проводили тщательные изыскания и подробные исследования, было открыто также и то, что спасение это придет не в их время, а в ваше - тех, кто родился в конце времен. Это он говорит затем, чтобы побудить их заботиться о дарованном спасении, которое столь давно было любезно пророкам и праведникам, бывшим до них и желавшим жить в то время, в которое, покинув мир, можно тотчас достичь Царствия Небесного. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы** См. Толкование на [[new:1pet:01:10#lopuxin_ap|1 Пет. 1:10]] [<10>]