[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 1:22 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 22-25 **Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек, ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано** Сказав, что христиане возрождены не от тленного семени, но от нетленного, словом Божиим живым и пребывающим вовеки, апостол выставляет на вид ничтожность и крайнюю непрочность славы человеческой, побуждая тем слушателя сильнее держаться прежде преподанного учения, так как оно постоянно и простирается навек, а земное скоро истлевает по самому существу. Для подтверждения сего здесь приводятся **трава** и **цвет на траве**, слабейший по бытию, нежели трава; им и Давид уподобляет нашу жизнь [[old:ps:102:15|(Пс. 102:15)]]. Показав малоценность славы нашей, апостол снова возвращается к объяснению того, что же именно возродило их словом Божиим, живым и пребывающим вовек, и говорит: **это есть то слово, которое вам проповедано**. Утверждает о сем слове, что оно пребывает **вовек**, потому что и Сам Господь сказал: //небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут// [[new:mf:24:35|(Мф. 24:35)]]. Должно знать, что слова **к нелицемерному братолюбию** нужно читать в таком порядке: от чистого сердца любите друг друга постоянно, к нелицемерному братолюбию. Ибо окончание дела обыкновенно следует за тем, что производилось для него. А как за постоянной любовью друг к другу от чистого сердца следует нелицемерное братолюбие; то справедливо, чтобы слова **от чистого сердца** и прочие стояли впереди, а слова **нелицемерное братолюбие** после них. Нужно заметить и то, что предлог к (είς) должно принимать вместо предлога //по причине, для// (διά). Апостол показал преимущество духовного возрождения пред рождением плотским, и выставил на вид малоценность славы смертной, именно, что рождение соединено с растлением и нечистотой, а слава не отличается ничем от весенних растений, между тем как слово Господне ничего такого не испытывает. Ибо всякое мнение человеческое скоро прекращается, а слово Божие не так, оно имеет вечное пребывание. С такой целью у него прибавлено: **то слово, которое вам проповедано**. //**Толкование на Первое послание апостола Петра.**// ===== Экумений ===== **Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца** Это значит, предуготовьте себя к **послушанию истине через Духа**. Ведь бывает и послушание лукавым и лживым - послушание не чрез Духа, то есть не духовное. Очищение же к послушанию, или приготовление, или упражнение, или стремление, обыкновенно привлекает и многих других помощников, если [это послушание], будучи духовным, свободно от зависти. Братолюбие же состоит в том, чтобы владеющий благами делился и с ближними. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца** Почему не сказал: очистив тела? Потому что изнутри чистота хранится; или [он имеет в виду] очищение от дурных уклонений от спасения. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-25 **Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек, ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано** Из учения о возрождении христиан благодатью Святого Духа (ст. 23, см. [[new:in:01:12|Ин 1:12-13;]] [[new:in:03:03|3:3,]] [[new:in:03:05|3:5-6]]) Апостол делает вывод о необходимости для всех добродетели братолюбия, в чистом виде своем являющейся выполнением основной заповеди Христа Спасителя о любви, как отличительной черте христиан [[new:mf:22:40|(Мф 22:40;]] [[new:mk:12:31|Мк 12:31;]] [[new:lk:10:28|Лк 10:28;]] [[new:in:13:34|Ин 13:34-35)]]. Побуждение это получает особенную силу в мысли ст. 24-25 о крайней противоположности плотского, невозрожденного человека с деяниями его и человека возрожденного нетленным семенем слова Божия (ст. 23; ср. [[new:iak:01:18|Иак 1:18)]], **пребывающего во век** (ср. [[old:is:40:06|Ис 40:6,]] [[old:is:40:08|8]]). Столь же вечною должна пребывать и взаимная любовь христиан друга к другу [[new:1kor:13:08|(1 Кор. 13:8)]]. [<10>]