[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 2:1 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 1-2 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение** Закон БОЖИЙ требует, чтобы мы... были совершенны, однако же не иначе достигнув совершенства, как при постепенном восхождении и преуспеянии, будучи сперва питаемы молоком, как **новорожденные младенцы**, и в Нем возрастая **во спасение**. //**Письма.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-6 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится** Итак, говорит, **отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие**. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от **коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия**. Ибо **коварство и злословие** далеки от истины и проповеданного вам учения. **Коварство** ищет погибели обманываемого им, **лицемерие** преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас **зависти и злословию**, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что **зависть и злословие** служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство[[old:gen:04:start| (Быт. гл. 4)]]. А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему[[old:gen:37:start| (Быт. гл. 37)]]. Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как **новорожденные младенцы** (//ибо таковых//, сказал Господь, //есть Царствие// [[new:lk:18:16|(Лк. 18:16)]]), и, питаясь бесхитростным учением, растите в //меру полного возраста Христова// [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]]. **Ибо вы вкусили**, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на **живой краеугольный камень**, **человеками отверженный, но Богом** почтенный и **избранный**, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту **духовного дома**, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и **краеугольный камень** - **Христос**. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя **духовный дом**, и приобретши **святое священство**, **приносите жертвы духовные**. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, //чистые руки без гнева и сомнения// [[new:1tim:02:08|(1 Тим. 2:8)]]. Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения? ===== Экумений ===== Ст. 1-2 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение** Не справедливо, чтобы возродившиеся для нетленной жизни были уловлены в сети зла, [так они] предпочли бы не сущее сущему. Ведь зло - не сущность: оно проистекает из греховности рожденной сущности. Оно отнюдь не присуще жизни, прочно утвержденной на единой основе. Они же, говорит апостол, достойны быть свободными и от **коварства, и от лицемерия, и от зависти, и от всякого злословия**. Ведь **коварство и лицемерие** далеки от истины и возвещенной вам благой вести - **коварство** ведет к погибели вводимых в заблуждение, а **лицемерие** идет врозь с истинносущим, спасительное же слово, которым вы оглашены, ведет, очевидно, к противоположному. [Что же касается] **зависти и злословия**, то какое им место между вами, когда вы связаны нерасторжимыми узами братолюбия, и ничто из того, что разобщает, не в силах повредить вам? //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 1-2 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение** Так как вы возродились, говорит он, недавно и сделались сынами Бога через крещение, будьте через стремление к добродетельной жизни лишь такими, каковы недавно появившиеся на свет **младенцы** в силу естественных черт невинного возраста. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Согласно правилу апостольского различения ученикам еще невежественным доставлять //разумное и бесхитростное молоко// простого учения, а ученикам, достигшим большего совершенства, давать твердую пищу более возвышенного учения. //**О скинии.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 1-2 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение** Смущает ведь еретиков даже это: //если кто не родится от воды и Духа// [[new:in:03:05|(Ин 3:5)]], и это: //должно вам родиться свыше// [[new:in:03:07|(Ин 3:7)]], и все, что оказывается подобным этим словам, в которых обнаруживается, что природа не бывает добрая и плохая. //**На 1-е послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 1-2 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение** То есть, возрожденные через Слово Бога живого, отложите всякое **коварство**, потому что дитя не имеет коварства в сердце. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Андрей Монах ===== Ст. 1-2 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение** Если божественный закон хочет, чтобы мы были совершенны, но согласно восхождению и преуспеянию в совершенстве, то мы начинаем, **как новорожденные младенцы**, пьющие молоко и благодаря ему растущие ко спасению. Ведь это имеет в виду и изречение Павла: //не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте, совершеннолетни// [[new:1kor:14:20|(1 Кор 14:20)]]. Ведь невозможно, не омыв злобу и не став младенцами, прийти к чистоте или, не усовершенствовавшись разумом, войти в состояние мужа совершенного, безупречного работника. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь** Возрожденные должны **отложить всякую злобу** (ст. 1. см. [[new:iak:01:21|Иак 1:21;]] [[new:ef:04:22|Еф 4:22;]] [[new:kol:03:08|Кол 3:8)]]. Посему Апостол в ст. 1 "немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла" (блаж. Феофил.) - всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием [[new:1pet:01:22|(1 Пет. 1:22)]]. А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) - со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: "Понеже вкусите", т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу" (блаж. Феофил.). [<10>]