[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 2:9 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Мне казалось, что слышу, как говорит это Господь <...> что взывает Он и народу этому: //проходите вратами Моими// [[old:is:62:10|(Ис 62:10)]] и расширяйтесь <...> Взывает Он и ангелам-покровителям: <...> //путь разровняйте людям Моим, и камни, которые на пути, разметите// [[old:is:62:10|(Ис 62:10)]], чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении - ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая-святых, где, сколько знаю, будет конец здешнего злострадания и усилия шествующих доблестно, в числе которых находитесь и вы - //званые святые// [[new:rim:01:07|(Рим 1:7)]], //люди избранные// [[new:tit:02:14|(Тит 2:14)]], **царственное священство**. //**Слово прощальное.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Так как мы поистине избранный народ избранием Бога, это более чем ясно; **царским** же назвал, так как мы призваны в царство и приверженцы Христа; **священством** же - из-за приношения, которое делается речами и учениями, привлекающими души, которые приносятся Богу. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Ведь всех во Христе возрожденных знак креста делает царями, умащивание Святого Духа посвящает в **священство**. //**Проповеди.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности. //**Письма.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно — великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты — «**род избран, священие и язык свят**». Тайна Христианства необычайна для мира сего. Видимая слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее; а то царство и то богатство божественны, небесны, славны, никогда не преходят или никогда не прекращаются. Ибо в небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем; и как сам Он «//перворожден из мертвых//» [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]], так и соцарствующие с Ним первородны. Но хотя таковы избранные и благоискусные пред Богом; однако же сами себя признают они весьма малыми и крайне не благоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими, или даже ничем. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 27.**// ===== Блж. Августин ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Тогда ведь один только священник помазывался, теперь же все христиане принимают помазание. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-10 **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы** Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: **вы**, поступившие правильно, - **род избранный, царственное священство**. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о //краеугольный камень//, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность стали частью **царственного священства**, как **род избранный**, как **народ святый**. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали **народом святым** по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы **народ святой** и **род избранный** и назначены в **царственное священство** не ради Авраама, но ради Христа, который назван и //священником по чину Мелхиседекову// [[old:ps:109:04|(Пс. 109:4)]], и //Царем кротким, праведным и спасающим//[[old:zah:09:09| (Зах. 9:9)]]. Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство, и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и **родом избранным** и **царственным священством**. Это вы имеете по милости Его, **призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет**, посему делами света **возвещайте совершенства** Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: **некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные** (ср. [[old:os:02:23|Ос. 2, 23)]]. Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, **возвещайте совершенства** Его своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: //так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. //Люди, взятые в удел// (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель. ===== Ориген ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Итак, если ты хочешь совершить **священство** души твоей, пусть не исчезнет никогда огонь с алтаря твоего. ...Следовательно, вы - **народ святой** и потому приближаетесь к священному. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Это свидетельство поощрения, некогда данное древнему народу Божиему через Моисея, апостол Петр ныне справедливо дает язычникам, поскольку они очевидно уверовали в Христа, словно //краеугольный камень//, объединивший их в том спасении, которое в Нем обрел Израиль. И называет их **родом избранным** - за их веру, чтобы отличить их от тех, кто, камень живой отвергая, сами сделались негодными. **Царственным** же **священством** - поскольку они соединены в теле Того, Кто есть всевышний царь и истинный первосвященник, Царство своим дарующий, как царь, и, как первосвященник, смывая их прегрешения жертвою Своею кровью. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет** Согласно старому установлению закона, другое было царство, другой был священнический род: священнический ведь наследовал от Левия, а царский - от Иуды. Один правил у иудеев, а другой владел священническим саном. Итак, после этого установления последовало Евангелие, устанавливая, что один и тот же священник и царь. Ведь Христос - и то, и другое. Тот, кто одновременно царь и священник, избрал народ одновременно и царский, и священнический. Следует исследовать, каким образом, когда из всех народов были призваны верные, Он сказал, что они - единый священный народ. И нужно сказать, что, пожалуй, хоть и из разных народов были призваны, однако так как они отвергли всякую тщету, из-за которой народы оказались рассеянными, то приняли одну волю, один и тот же разум, обращаясь особенно к одному учению и одной вере. Поскольку душа и сердце едино для всех верующих, постольку они называются одним народом. //**На 1-е послание Петра.**// ---- Ведь поскольку Родивший имеет оба этих начала, то необходимо, чтобы ими обладали и они, подобно тому как от царя происходит царство и от священника священство, посему они являются **народом святым**, призванные от воистину святого, призывающего: //будьте святы//. //**Краткое изложение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы** В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно //краеугольный// и //драгоценный камень//. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, [[old:ish:19:05|Исх. 19:5-6;]] [[old:vtor:07:06|Втор. 7:6]], частью из пророков [[old:os:01:06|Ос. 1:6, 8;]] [[old:os:02:23|2:23 -24]], употребляя о христианах выражения:** "род избранный", "царственное священство**" (ср. [[new:otkr:01:06|Откр. 1:6;]] [[new:otkr:05:10|5:10)]], **"народ святой", "люди, взятые в удел"** - все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни - возвещать совершенства Призвавшего - Бога. "Этому научает Сам Господь, когда говорит: //"так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель" (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы - **"некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы"** [[old:os:02:23|(Ос. 2:23)]], "чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии" (блаж. Феофил.). **//Толковая Библия.//** [<10>]