[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 2:13 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-15 **Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей** Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми, а писание называет иногда созданием и установление, как, например, в следующем месте: //дабы из двух создать одного нового человека// [[new:ef:02:15|(Еф. 2:15)]]. Итак, говорит, **будьте покорны** мирским **начальникам**, но будьте покорны **для Господа**, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? //Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу// [[new:mf:22:21|(Мф. 22:21).]] Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедует теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство привносит ниспровержение жизни гражданской, будто в нем причина неурядицы и возмущения. **Для Господа.** Делает Это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же апостол обещает нам Царство Небесное (1, 4), и чрез то приписывает нам великое достоинство. Зачем же опять унижает нас, подчиняя нас мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от Самого Господа. Сам апостол Петр и указал, которым и каким начальникам должно повиноваться, именно тем, которые воздают должное. Прибавляет и причину: во-первых, такова **воля Божия**; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх сего, посрамляет неверных. Ибо когда они злословят нас как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то чрез это более пристыжаются. ===== Тертуллиан ===== **Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти** Молитесь, говорит, за царей. Ибо когда государство лишается спокойствия, то его лишаются и все члены его, и мы непременно, пусть и в стороне от беспорядков, сталкиваемся с несчастьем то там, то здесь. //**Апологетик.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти** Не то чтобы все, кто является царем и правителем, умели наказывать преступников или поощрять делающих добро, но он просто сообщает, какой должна быть деятельность доброго правителя, то есть чтобы он обуздывал творящих зло и вознаграждал делающих добро, которые, даже если он поступает несправедливо, если добрых осуждает, тем не менее к чести своей переносят то, что он творит, если смиренно терпят его нечестивость и мудро противодействуют его недомыслию. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти** Провозвестники истины, отводя от нас всякую возможность несчастья, пишут о том, до какой степени мы должны быть покорными перед теми, кто находится у власти, чтобы Евангелие или учение Его не встречали препятствия из-за нас, не желающих выполнять по отношению к ним обязанность необходимого пожертвования и быть покорными их действиям, когда все же подтверждается, что они делают что-то по правильным законам. //**На 1-е послание Петра.**// ===== Монах Андрей ===== **Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти** **Человеческому начальству** - это он говорит о властях, поставляемых царями. Ведь именно им надлежит подчиняться. Мы призваны быть покорными им ради Господа, ибо Он Сам сказал: //итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу// [[new:mf:22:21|(Мф 22:21)]], но если они повелевают то, что не соответствует воле Божией, то мы не должны повиноваться им. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-15 **Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей** После общего наставления о добродетели Апостол теперь дает более частные наставления о том, как христианам относиться к некоторым общественным учреждениям, где именно христиане могли показать свои добрые дела пред язычниками. Апостол делает это, вероятно, как с целью опровергнуть злословия и клевету на христиан со стороны язычников (ст. 12, 15), так и для предупреждения самих христиан своею свободою (ст. 16). Апостол внушает христианам быть покорными "всякому человечу созданию", ktisei, т. е. порядку или установлению общественной жизни. "Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми... **Итак**, говорит, **будьте покорны** мирским **начальникам**, но будьте покорны **для Господа**, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал: //"Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу"// ([[new:mf:22:21|Мф 22:21]]). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; тоже заповедывает теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство приносит ниспровержение жизни (гражданской), будто в нем причина неурядицы и возмущения **"Господа ради"**. Делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же Апостол обещает нам Царство Небесное[[new:1pet:01:04| (1 Пет 1:4),]] и через то приписывает нам великое достоинство. Затем же опять унижает нас, подчиняя мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от самого Господа... Прибавляет и причину: во-первых, такова **воля Божия**; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх того, посрамляет неверных. Ибо, когда они злословят нас, как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то через это более пристыжаются" (блаж. Феофил.). [<10>]