[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 2:17 ====== ===== Свт. Филарет Московский ===== **Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите** Вот и другое воззвание бывшего рыбаря: **«Царя чтите»**. Пусть поищут мудрецы сомнений и подозрений, какая взаимность, выгода, надежда могли заставить проповедника пристрастно благоприятствовать царю. Кто был царь, который прежде и ближе других встретился с проповедью святого Петра? Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? //«Возложи//, — говорит книга Деяний апостольских, — //возложи Ирод царь руце озлобити некия от церкве, уби же Иакова, брата Иоаннова, мечем, и приложи яти и Петра, его же и ем, всади в темницу»// [[new:act:12:01|(Деян. 12:1-4)]]. Ангел чудесно избавил Петра от темницы и от царя, и после этого Петр проповедует: **«Царя чтите»**. Чем же наградила Петра за подвиги апостольские держава Римская? Не крестом почести, а крестом распятия. Петр ожидал сего и почтение к царю проповедовал подданным царя, от которого пострадать готовился. На чем же основывается сия проповедь? Конечно, не на взаимности, выгоде, надежде. На чем же? Без сомнения, на Истине Божественной, а не человеческой: **«Бога бойтесь, царя чтите»**. Первая из сих заповедей тверда самостоятельно: в мысли о Боге необходимо заключается мысль о благоговении к Богу. На первой утверждается вторая: ибо если вы боитесь Бога, то не можете не уважать того, что поставил Бог; но как, по слову другого апостола, //несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть// [[new:rim:13:01|(Рим. 13:1)]], и власть верховная ближайший на земли к Богу //Божий слуга есть// [[new:rim:13:04|(Рим. 13:4)]], то, благоговея истинно пред Богом, вы не можете не чтить усердно и царя..." Теперь открылось, что думал Апостол, когда с мыслию о страхе Божием непосредственно соединил мысль о почтении к царю. Он хотел кратко, но притом, чисто и основательно преподать учение о должности Христианина и гражданина. Сказав: **Бога бойтеся**, он изложил учение Христианина, и вместе положил основание учению гражданина. Сказав непосредственно за сим: **царя чтите**, он не только изложил учение гражданина, но и утвердил оное на незыблемом основании Божественной Религии. Он вдруг показал – как независимое, Божественное достоинство Религии, так, зависящее от устроения Божия, достоинство Царскаго Престола; как важность союза между Олтарем и Престолом, так ничтожность низких, недостойных помыслов о том и другом. **Бога бойтеся: царя чтите.** Сии две заповеди так соединены для нас, как бы два ока на одном лице истины и правды. Не разрозните их; не обезобразьте лица истины; не повредите одного из очей ея. **//Слово в день тезоименитства благоверного Государя, наследника престола, цесаревича Великого князя Александра Николаевича (1832 г.).//** ===== Блж. Августин ===== **Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите** Но что нам император? <...> И, однако, апостол хотел, чтобы царям служили, хотел, чтобы царей почитали. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите** См. Толкование на [[new:1pet:02:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 2:16]] ===== Дидим Слепец ===== **Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите** Ведь Бог является страхом и основой всех, кто действует похвально. //**На 1-е послание Петра.**// ===== Монах Андрей ===== **Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите** Непослушание и неповиновение властям является злом. И, чтобы не говорили, что мы-де освободились от мира и стали гражданами небесного града и что ты снова увещеваешь нас повиноваться земным правителям, то из-за этого он говорит: Повинуйтесь, //как свободные//, то есть повинуясь Освободившему и Повелевшему творить это. Таким образом, не замышляйте добровольного зла, то есть неповиновения и непослушания. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите** См. Толкование на [[new:1pet:02:16#lopuxin_ap|1 Пет. 2:16]] [<10>]