[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 2:23 ====== ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному** Вот образ поведения для христианина во время гонений на него. Ныне христианину приходится страдать очень много, имени Христова ради. Но он не должен озлобляться на своих мучителей. Пусть смеются над ним, пусть мучают и даже убивают, отдадим все это в руки Судии Праведного – Господа Бога. Он все видит, все знает, у Него мудрость и сила, и Он все прекрасно рассудит. В том, что всем миром правит наш Милосердный и Всемогущий Бог, в ком одна лишь истина, правда, любовь, главнейшее утешение всех последователей Христа, до скончания века [[new:evr:13:08|(Евр. 13:8)]]. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному** Говорится об Иисусе Христе, Которого неправедно укоряли или оклеветывали первосвященники, книжники и народ еврейский, достойные укорения в собственных бесчисленных неправдах, и которых, однако ж, безгрешный Господь не укорял, от которых страдая, не воспрещал, предавая и их неправду, и Свою правду Судящему праведно. Приложи этот образец кротости к себе. Когда тебя кто-либо укоряет в действительных твоих или мнимых недостатках (праведно или неправедно), в мнимой или действительной неисправности или клевещет на тебя, ложно возводя на тебя вины, которых ты не учинил или учинил безнамеренно, по стечению обстоятельств, – ты не укоряй такого человека, не плати ему тем же, не говори: ты сам такой и такой, ты сам то и то делаешь (ибо это значит: **укаряемь противу не укаряше**), и если он заставляет тебя страдать от своей клеветы – не противься ему, а предай свое дело и его неправду судящему праведно Богу, Который непременно //выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень// [[old:ps:036:06|(Пс.36, 6)]]. Терпением своим спасай душу свою. Много неправды в этом мире, причиняемой большею частию от общего врага нашего, и победить неправду есть одно средство – терпение в надежде на будущее Царство: //Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть.//.. [[new:mf:05:10|(Мф. 5, 10)]]. Впрочем, и здесь Господь весьма часто награждает терпящих неправду, прославляя их тем большею славою, чем большему подвергались они бесчестию. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-24 **Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды** Быть может, кто-нибудь скажет: "Как апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами, глухими, фарисеев - слепыми [[new:mf:15:14|(Мф. 15, 14)]], Иуде говорит: //лучше было бы этому человеку не родиться// [[new:mf:26:24|(Мф. 26, 24)]], и в иной раз: //отраднее будет Содому, нежели городу тому//[[new:mf:10:15| (Мф. 10, 15)]]?" Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии. Злословящие Его говорили: //бес в Тебе// [[new:in:07:20|(Ин. 7, 20)]]; Он изгоняет бесов силой князя бесовского [[new:mf:12:24|(Мф. 12, 24)]], и: //вот, человек. Который любит есть и пить вино// [[new:mf:11:19|(Мф. 11, 19).]] Когда Он слышал это, злословил ли взаимно? Отнюдь нет. Но одним сказал: //если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыны ваши чьею силой изгоняют?//[[new:mf:12:27| (Мф. 12, 27)]]. Тех же, которые называли Его любящим есть и пить вино, Он уподоблял детям, играющим на торжище и говорящим товарищам: //мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали//[[new:mf:11:16| (Мф. 11, 16-17)]]. А когда Он висел на кресте и страдал, то не только не угрожал, но еще молился за злодеев [[new:lk:23:34|(Лк. 23, 34).]] Иуде угрожал Он для того, чтобы отвлечь его от предательства. Равно и тем, которые не будут принимать учеников Его, объявил, что им будет хуже, чем Содомлянам, для того, чтобы слушателей хотя бы страхом преклонить к странноприимству и к тому, что для них спасительно. Посему слово апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно. //Предавал все Судии Праведному,// то есть Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, без всякого лицеприятия, по сущей справедливости [[new:1pet:01:17|(1 Петр. 1, 17)]]. **Ранами Его вы исцелились** См. Толкование на [[new:1pet:02:25#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 2:25]] ===== Дидим Слепец ===== **Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному** Христос не угрожал тем, кто причинял Ему зло, предавая восставших против Него справедливо судящему Богу. //**На 1-е послание Петра.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному** См. Толкование на [[new:1pet:02:22#lopuxin_ap|1 Пет. 2:22]] [<10>]