[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 3:17 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-18 **Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных** Представляется причина, не на то впрочем, что перед этим сказано, но на то, что сказано немного выше, именно на слова: //если и страдаете за правду, то вы блаженны// (ст. 14), потому что лучше терпеть зло за добрые дела, нежели за злые. Если же кто захочет относить причину эту к ближайшей предшествующей речи, то слова **добрые дела** нужно понимать не о благотворительности другому, но вообще о добродетели; так же нужно понимать и слово злые. Прибавляет: **если угодно воле Божией**, показывая этим, что с нами ничего не бывает без попущения Божия, но бывает или для облегчения нас от грехов, или для обнаружения и славы нашей, или даже для спасения других. И это двояким образом. Или какой-нибудь праведник терпит зло для уцеломудрения иных грешников, по сказанному: //если праведник едва спасается, то грешный где явится?// [[new:1pet:04:18|(1 Петр 4, 18).]] И отсюда двоякая польза: для страждущего праведника - приумножение праведности чрез терпение, а для грешника - обращение, как сказано. Или праведник страдает и для собственной своей славы и для обращения и спасения других, как и Христос. Посему Петр полагает здесь в пример Христа, потому что и Христос однажды пострадал не за Свои грехи, но за наши; почему и прибавляет: **праведник за неправедных**, ибо Сам Христос не сделал никакого греха [[new:1pet:02:22|(1 Петр. 2, 22)]]. Чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил **однажды**. А как Он пострадал для того, чтобы привести нас к Богу и Отцу Своему, то и показал, что не все страждущие страдают за грехи. И как Христос и Бог, и Человек, то страданиями Своими доставил нам и благодать двоякую. Умерши, как человек, Он освободил нас от смерти, положив начало нашему воскресению, и в Самом Себе дав пример, что умирающие умирают не без надежды воскресения. Ожив, то есть воскреснув из мертвых силой Божественности (ибо Он воскрес из мертвых не как человек, но как Бог), всех сущих во аде сооживил, совоскресив с Собой. Ибо, по словам евангелиста [[new:mf:27:52|(Мф. 27, 52-53)]], многие тела усопших святых воскресли, и явились многим. **Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом** См. Толкование на [[new:1pet:03:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 3:19]] ===== Экумений ===== **Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые** Это приносит двойную пользу: страждущего праведника через терпение делает еще праведней, а грешника, который видит [наше] житие, обращает [к нашей вере], как мы и говорили. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Монах Андрей ===== **Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые** Он снова увещевает не печалиться о том, что несправедливо претерпеваем, говоря: **если угодно воле Божией** [[new:1pet:03:17|(1 Пет 3:17)]] нам пострадать. Он учит нас, что скорби происходят промыслительно, по попущению Божию, ради нашего упражнения [в добродетели], и этим он утешает нас. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые** См. Толкование на [[new:1pet:03:13#lopuxin_ap|1 Пет. 3:13]] [<10>]