[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 4:6 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** Те, кто очевидно отклонился от веры, в то время как еще был во плоти, будут судимы в соответствии с предшествующим приговором, чтобы понесли наказание. Поэтому даже добавляет, говоря: **чтобы жили по Богу духом**. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== //Вопрос//: Что значит: **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом**? Как мертвые судятся по плоти? //Ответ//: В [Священном] Писании есть обычай менять времена и поставлять одно вместо другого, будущее принимать за прошедшее и прошедшее за будущее, настоящее время употреблять вместо того, которое до или после него, – и это ясно для тех, кто искушен в Священном Писании. Некоторые говорят, что Писание называет **"мертвыми"** людей, скончавшихся до пришествия Христа, например бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам [св. Петра], великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того чтобы **жили по Богу духом**, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять [это] место [Священного Писания], усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом. Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет "**мертвыми**" тех, кто носит в теле //мертвость Господа Иисуса// [[new:2kor:04:10|(2Кор. 4:10)]] и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие (ибо Евангелие устанавливает отречение от плотской жизни и исповедание духовной); тех, кто всегда умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом, подобно божественному Апостолу [[new:gal:02:20|(Гал. 2:20]], [[new:gal:05:25|5:25)]] и его сотрудникам, живущим не собственной жизнью, но имеющим только живущего в них Христа. Так судятся плотию в веке сем мертвые Бога ради, подвергаясь многим скорбям, мукам и невзгодам и с радостью перенося преследования и тысячи видов искушений. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ---- //Что означают [слова], написанные в Соборном послании Петра: **Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом**?// Эти слова сказаны о людях времен потопа, которые пребывали в совершенном незнании Бога и коснели в дурных нравах. Так вот, то, в чем они грешили по отношению к самим себе, посредством тех испытаний, войн, набегов и разнообразных событий, которые между ними происходили, – это Он им простил. Грехи же, связанные с незнанием Его и нечестием, Он не простил им, дабы за веру в Него, когда Он по человеколюбию низойдет в области ада, грех нечестия простился тем, кто в Него уверует, и они **жили бы по Богу духом**, разумеется, **подвергнутые суду**, как сказано, плотию за прегрешения по отношению к людям. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** Блаженный Петр в послании своем говорит: **«да суд убо приимут плотию, поживут же по Бозе духом»** [[new:1pet:04:06|(1 Пет. 4:6)]]. **«Суд приимут плотию»**, – сказано утверждающим, что плоть не воскреснет из мертвых, не будет и судима. Но **«поживут по Бозе духом»**, то есть души, не вдавшиеся в заблуждение, чтобы верить во многих и разных богов, пребудут и поживут, зная Единого и вовеки единственного Бога. Изречение сие полезно и у нас для держащихся Аристотелевых мнений и уверяющих, будто бы все души человеческие со временем утончатся и обратятся в ничто. **//Письма на разные темы. Аглею, служащему в передовых.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо** Некоторые из древних отцов слова **мертвым было благовествуемо** объясняли как особый отдел, нисколько не обращая внимания на связь их с предыдущей речью, - на то, что представляемое в причину нужно относить к тому, что предшествует. Ибо слова эти должно понимать как причину. Но они, как сказано, объясняли их отдельно, именно так: **мертвыми**, говорили они, Священное Писание называет людей двоякого рода: или тех, которые умерли во грехах, которые и не знали жизни никогда, или тех, которые сообразовались со смертью Христовой и умерли для мира сего, то есть для мирских похотей, а живут для Одного только Христа, как и Павел говорит: //а что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия// [[new:gal:02:20|(Гал. 2:20)]]. Итак, говорят, те, которые умерли таким образом для Христа, плотью сами осуждают себя в прежней беспечной и рассеянной жизни, а живут они духом, то есть жизнью по примеру Христа. Ибо осуждение прежнего поведения делает их более благодушными и заботливыми относительно настоящего. Так они объясняют. Иной может и одобрить такое объяснение, но изречение еще не совершенно выяснено. Так как выше сказано о находящихся во аде, что //Он проповедал и находящимся в темнице духам// [[new:1pet:03:19|(3:19)]], то туда и нужно относить настоящее изречение, выраженное в качестве причины, а не смотреть на него, как на новое изречение. Посему мы говорим: так как перед этим апостол сказал: //Имеющему судить живых и мертвых//, а на это могли возразить: где же судятся живые, и где мертвые, - то он и подтверждает это сказанным выше, тем, что Он и находящимся в темнице духам проповедал, и что проповедь эта была в суде, то есть в осуждение. Одни, те, которые сознавали свою жизнь доброй, когда явилась туда Благость, тотчас соединились с Нею; а те, которые злы, от этого наполнились стыдом, и приняли себе осуждение. Вот что значит: Судия мертвых. Судия живых: когда Господь пришел в тленную жизнь сию, то люди нашли в пришествии Его осуждение себе. Одни, добрые, с усердием приняли Его учение, а другие, злые, отказались от истины и сами сомкнули себе глаза от нее. Почему и сказано: на суд, то есть на осуждение, пришел Я в мир сей [[new:in:09:39|(Ин. 9:39)]]. Так Христос есть Судия живых и мертвых! **Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом** //Подвергшись суду плотью.// Полная мысль такая: когда Господь посетил находящихся во аде, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали [[new:mf:27:52|(Мф. 27:52)]], или оживились доброй надеждой.// Впрочем близок всему конец//, то есть и тем, которые оправданы при жизни, и тем, которые оправданы во аде. Ибо во второе пришествие Господа каждому воздастся должное вполне. Если кто-нибудь станет отвергать проповедь Господа во аде, говоря, что находящимся во аде, умершим, никакой нет пользы от нее, по сказанному: //во гробе кто будет славить Тебя?// [[old:ps:006:06|(Пс. 6:6)]]; то такой человек грубо понимает проповедь, бывшую во аде, и под исповеданием разумеет не похвалу Богу, а исповедь, не понимая изречения: //не мертвые восхвалят Тебя, Господи// [[old:ps:113:25|(Пс. 113, 25)]]. Поскольку настоящей жизнью совершение всех дел заканчивается (ибо все умрет без деятельности), то справедливо сказано: //во гробе кто будет славить Тебя?//, потому что никто не совершит ничего такого, за что бы быть освобожденным и благодарить. //**Толкование на 1-е послание Петра.**// ===== Экумений ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** Далее так: эти [люди], злословящие вас, дадут ответ Тому, Кто судит всех живых и мертвых. Ведь мертвые тоже судимы. Об этом свидетельствует сошествие Господа в ад. Ведь после смерти на кресте Он сошел туда и благовествовал, как и живым на земле. Благовествовал же Он не словом, а делом. Как и пришедши в мир, изъявившим готовность признать Его Он принес оправдание, а отвергшим осуждение, так же и в аду: жившие **плотию по человеку** были осуждены, а жившие духом, то есть духовной добродетельной жизнью, снискали славу и спасение. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** Столь велика забота Божия, столь велика любовь, столь велико желание, чтобы мы были умерщвлены по плоти, но ожили духом, что даже и для тех, кто предался тяжким прегрешениям и по праву заслуживает смерти, а именно за похоти, пьянство, излишество в пище и питии и нелепое идолослужение, Он велел благовествовать слово веры. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** Язычникам, мертвым во грехе, было возвещено благовествование. То есть Господь возвещал обитателям преисподней, пока тело Его было в гробнице. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Монах Андрей ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** **Мертвыми** он здесь называет умерщвленных перечисленными выше прегрешениями среди язычников. О них и молится апостол, чтобы они, обратившись, воздали непорочное слово Имеющему вскоре судить живых и мертвых. **Живыми** же и **мертвыми** он снова называет праведных и грешных, которым Божье Слово, придя, благовестило Царствие Небесное. Некие же грешники, восприняв Его заповеди, судят себя по человеческой плоти, то есть в сей человеческой жизни осуждают свою плоть постами, и лежанием на земле, и слезами, и прочим злостраданием, чтобы жить по Богу духом, вдохновляясь апостольским словом, говорящим: //Если же внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется// [[new:1kor:04:16|(2 Кор. 4:16)]]. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** См. Толкование на [[new:1pet:04:05#lopuxin_ap|1 Пет. 4:5]] [<10>]