[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 5:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Если кто возгордился <...> то и осужден будет вместе с началовождем и как бы создателем гордыни [сатаной], ибо Господь **гордым противится**. //**Толкование на пророка Исайю.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== «**Бог гордым противится**». Не сказал: Бог гордых оставляет, предоставляет самим себе, лишает Своей помощи, но говорит: «**противится**», – впрочем не в том смысле, будто Богу нужно ополчаться и бороться против гордого. Что может быть слабее гордого? Как лишившийся зрения беззащитен от всякой обиды, так и гордый, который не знает Господа (а «//начало гордыни//, – говорит Премудрый, – //удаление человека от Господа//» [[old:prsir:10:14|(Сир.10:14)]]), лишившись этого света, легко преодолевается и людьми. Если бы даже он был силен, и тогда Богу не нужно было бы ополчаться против него; Тому, для которого было достаточно одного хотения, чтобы произвесть все, гораздо легче уничтожить все. Для чего же сказано: «**противится**»? Для того, чтобы показать сильное отвращение Его к гордому. //**Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии.**// ===== Блж. Августин ===== **Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо **Бог гордым противится, а смиренным дает благодать**. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** См. Толкование на [[new:1pet:05:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 5:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** После того как апостол наставил пастырей, каким образом руководить, следовало и меньших научить покоряться отеческому о них попечению. Однако для этого не надо было тратить много слов, а только дать завет покорности, потому что он, конечно, уже предписывал пастырям подавать пример тем, кто им повинуется, и было достаточно, чтобы **младшие** учитывали примеры делающих добро **старших** и им самоотверженно подражали. А чтобы внимающие этому избранные не подумали, что правила должного смирения обязательны только находящимся у них в подчинении, но не им самим, он тотчас прибавил в качестве общего увещевания: **все же, подчиняясь друг другу; облекитесь смиренномудрием**. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Марк Отшельник ===== **Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Не только не радеющие о молитве, но и не внимающие в ней уму своему бывают обеспокоиваемы помыслами. Это мы сказали не для осуждения других, но сознаваясь в своих собственных недостатках; ибо первое есть признак гордости, а последнее - смиренномудрия, но **Бог гордым противится, а смиренным дает благодать**. //**Слово.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Петр сказал: **также и младшие**, то есть те, кто подчинен в рангах и должностях. Но также и занимающим более высокое положение говорит: **облекитесь смиренномудрием**. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время** Если существенный долг пастырей, как старших членов Церкви по положению и должности, состоит в должном попечении о младших членах Церкви - о всех вообще членах не иерархического достоинства, то все эти последние первее всего обязаны долгом повиновения пастырям, а также все должны подчиняться друг другу по долгу христианской любви, кротости и смирения. Спасительность смирения, вопреки гибельности гордости, Апостол доказывает, подобно Ап. Иакову [[new:iak:04:06|(Иак 4:6)]], ссылкою на Притч 3:34 по греческому переводу. В ст. 6, указывая, как и ранее [[new:1pet:04:17|(IV:17)]], на предстоящий суд Божий, угождает всех вообще христиан смириться, сознать свое бессилие пред величием и силою Божиею - в надежде, что Господь, рано или поздно, в свое время вознесет смиренных: "словом - во время - намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение и оно только одно неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не твердо, но скорее унижается, нежели возвышается" (блаж. Феофил.). [<10>]