[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 5:13 ====== ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой** Петр упоминает о **Марке** в Первом послании, которое, говорят, составил он в самом Риме; город этот метафорически называет он **Вавилоном**. //**Церковная история.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой** См. Толкование на [[new:1pet:05:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 5:12]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой** Петр символически называет Рим **Вавилоном**, очевидно, из-за беспорядочного и разнообразного идолослужения, среди которого святая Церковь, пусть еще юная и невеликая, просияла по примеру народа израильского, который, некогда немногочисленный, находясь в пленении, при реках Вавилонии сидя, оплакивал далекую святую землю и не мог петь песню Господню на земле чужой. И правильно блаженный Петр, когда призывает своих слушателей терпеть настоящие бедствия, также вспоминает Церковь, которая вместе с ним учреждена в Вавилоне, то есть в пучине скорбей, и, однако, утверждает, что она избрана, подобно им, чтобы показать, что святой град Божий в этой жизни не может оставаться непричастным смятению и скорби града дьявола, который обозначается как **Вавилон**. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Монах Андрей ===== **Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой** **Вавилоном** он образно называет Рим. **Избранной** же - собранную в этом Риме Христову Церковь. А **Марком** он именует евангелиста, которого называет также сыном во Христе. Ему он и повелел написать Евангелие. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь** В послесловии требуют объяснения слова: "в Вавилоне", "соизбранная" (suneklektikh) и (Марк) "сын мой". Что Вавилон в ст. 13, вероятно, означает Рим, мы уже говорили в предисловии к комментарию. В древности, а отчасти и в новое время, некоторые толкователи понимали выражение "соизбранная" в смысле жены Апостола Петра, а Марка (Апостола и евангелиста) считали плотским его сыном (догадку эту основывали на рассказе Деян XII гл.). В действительности же "избранною" называет Церковь Божию, составившуюся в Риме. Марком называет евангелиста, именуя его и сыном по Духу, а не по плоти" (блаж. Феофил.). Оканчивает свое послание Апостол приветствием любви и мира. Тогда как Павел пишет [[new:rim:16:16|(Рим 16:16;]] [[new:1kor:16:20|1Кор.16:20)]], чтобы верующие приветствовали друг друга "целованием святым", Петр говорит: приветствуйте "целованием любви". Но у обоих мысль одна и та же. Павел знает, что любовь о Господе больше всех добродетелей, даже мученичества за Христа, и потому целованием святым называет то, которое дается в Боге. И Петр, когда говорит о целовании любви, разумеет: истинной любви. Посему и прибавляет: **"мир вам всем во Христе Иисусе".** Говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им получить тот мир, которого удостоил их Христос отходя на страдания и говоря: //"мир оставляю вам"//, и замечая о различии: //"не так, как мир дает вам"// [[new:in:14:27|(Ин 14:27)]] (блаж. Феофил.). [<10>]