[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 2:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** См. Толкование на [[new:1sol:02:05#svt_ioann_zlatoust|1 Сол. 2:5]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** Все ученики - дети перед Христом Здесь будет уместно объяснить и слово νήπίος [младенец]. Оно вовсе не тождественно слову «глупый». Такое значение свойственно слову νηπύτιος; νήπιος же равно νεήπιος, а ήπιος - значит тонко чувствующий; νήπιος слово это собой означает, следовательно, новорожденного, душой кроткого, тихого, нежного. Особенно ясно так объяснил это слово блаженный Павел, сказав: **мы могли явиться как апостолы Христовы; но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими**. Дитя, следовательно, тихо и, в особенности, нежно, мягко и просто, бесхитростно и нелицемерно, прямодушно и искренне, а эти черты суть основы простоты и правдивости. **//Педагог.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **могуще в тяготе быти, якоже Христовы Апостолы: но быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада** **В тяготе быти**, можно бы, как с первого раза кажется, применяясь к тому, что говорит Апостол в 9-м стихе: //да не отяготим//, и к употреблению этого слова Апостолом в других местах ([[new:2sol:03:08|2 Сол. 3, 8]]; [[new:2kor:12:16|2 Кор. 12, 16]]; [[new:2kor:11:09|11, 9]]), понять как — //обременять содержанием себя//. Апостолы, по повелению Господа благовестникам от благовестия питаться ([[new:1kor:09:14|1 Кор. 9, 14]]), могли безукоризненно принимать содержание от лиц, принявших Евангелие. Как это требовало расходов новых, не бывших прежде, то могло казаться тяготою. Не эту ли тяготу и разумеет здесь святой Павел, говоря как бы: мы могли бы вас обременить содержанием себя, но не сделали этого? - Нет, не эту. Ибо тогда следовало бы прибавить вам и поставить вместо — **в тяготе быти** εν βαρει, — быть в тяготу εις βαρος,— сказать то есть: могуще быть вам в тяготу. Главное же, почему нельзя принять такого смысла, в том, что он не соответствует ни предыдущей речи, где говорится о неискании славы, ни последующей, где Апостол говорит о своей тихости. Лучше — **могуще в тяготе быти** — истолковать, как в русском переводе: могуще явиться с важностию, как Апостолы. Златоуст говорит на сие место: «Если посланники царей пользуются честию, тем более можно нам. Тем, которые посланы к людям от Бога, по всей справедливости надлежит, как явившимся нам с неба вестникам, большею пользоваться честию, но, несмотря на такое избыточество права, мы не делаем ничего подобного, чтобы заградить уста противников». Можно допустить, что святой Апостол имеет здесь в мысли отстранить новое особое нарекание, похожее на то, какое после сплетено было в Коринфе ([[new:2kor:10:10|2 Кор. 10, 10]]), именно, что святой Павел слишком слабо действовал. Посланнику Божию следовало бы явить более важности. Апостол и говорит: могли мы явиться таковыми, но были тихи. Любовь наша к вам заставила нас так действовать. **Но быхом тиси среди вас**. Но отвечает непосредственно вышесказанному: **могуще в тяготе быти**, вместе с которым составляет особую законченную мысль,—как: могли мы явиться с важностию, но были тихи, — то есть не держались высокого тона, не были обладающие ([[new:1pet:05:03|1 Пет. 5, 3]]), но как слуги, по заповеди Господа, все готовы были сами делать для вас ([[new:mf:20:26|Мф. 20, 26]]). **Тиси** — ηπιοι. `Ηπιος, — кроткий, тихий, нежно любящий, благосклонный, — употребляется именно в отношениях высших к низшим, царя к подданным, начальника к подчиненным, родителей к детям, врачей к врачуемым. **Среди вас** — в обращении с вами мы были такие же, как вы; будто ничего особенного не имели, будто не получили никакого особенного назначения и значения (Златоуст); являлись среди вас, окруженные вами, как учители учениками, как матери детьми, как кокош птенцами. Эта-то снисходительность, может быть, и послужила одним к укору Апостолов в ласкательстве, а другим — к укору в слабохарактерности. Отвечает Апостол: все это плод любви к вам, а не лесть или слабость. **якоже доилица греет свои чада** Первая черта нрава Апостолов Солуни — тихость; вторая — материнская любовь. **Доилица** здесь — не кормилица, как видно из того, что она представляется питающею своих чад. Это — мать в период отдоения дитяти, мать доящая (кормящая грудью). С материю сравнивает себя святой Павел и в послании к Галатам [[new:gal:04:19|(4, 19)]]. И отцом он нередко называет себя в отношении к уверовавшим чрез него (здесь же - 11; [[new:1kor:04:15|1 Кор. 4, 15]]). Сравнение с материю здесь оказалось более уместным, потому что Апостол хотел выразить свою крайне нежную к ним любовь, или любовь со стороны чувства; любовь же со стороны дел любви выражает он ниже (стих 9) сравнением себя с отцом. Им же хотел Апостол бросить заключительный свет и на предыдущие оправдательные против нареканий мысли свои. Так святой Златоуст: «Льстит ли кормилица дитяти, чтоб заслужить от него славу? Ищет ли она денег от малюток? Бывает ли высокомерна с ними и сурова? Здесь Апостол обнаруживает в себе нежную любовь». Греет своя чада, θαλπη. Так говорится о птицах, которые согревают своих детенышей, прикрывая их крыльями. Так и мать укутывает свое малое дитя у груди своей, чем и охраняет его, и живость ему придает. Сравнение указывает на устремление любви, все готовой делать для любимого. //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** См. Толкование на [[new:1sol:02:06#prp_efrem_sirin|1 Сол. 2:6]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** По этой причине мы были благи, добры, просты и милостивы, как кормилица нежно обходится с детьми своими. Может, она ищет от младенцев чести и похвалы? Нет, конечно. И вы являетесь нашими духовными детьми, которых мы питаем молоком небесных истин Евангелия, пока не возрастете во Христе. И тогда вы увидите сами, что никакая человеческая слава вам не нужна! Тогда всем своим существом вы почувствуете, что //едино есть на потребу// [[new:lk:10:42|(Лк. 10:42)]] для вас, для нас и для всех людей: неизменный Бог и Господь Иисус Христос и Его чудное и всеспасительное Евангелие. И все, что не исходит от Него, что не ведет к Нему, что не служит Ему, – зловоние, смерть и мучение. О, человек! Куда ты пойдешь без Христа, кем ты станешь без Него? Знай это! Без Него ты причтешься ко множеству смертей и мучений. Но если это и случиться с тобой, ты должен знать, что опять Он, и только Он, подаст тебе руку помощи в любых твоих смертях и мучениях. Но необходимо, чтобы и ты принес Ему самого себя, исходящий от тебя сильный покаянный крик: Господи, помилуй! И Он тебя помилует, воскресит тебя от всех смертей, избавит тебя от всех мучений, поскольку Он безмерно милосерд и пришел к нам спасти всех нас, погрязших в грехе, в смерти и мучении. Он всегда собственным тщанием возвращает заблудшую овцу. И какая человеческая душа не погружена в грехи, частные и общие, неизвестные прелести и в тысячи смертей? А Он, воистину единый Человеколюбец, зовет каждого и всех к Себе. //Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28–29)]]. Итак, Он зовет, а ты отзываешься. Ты отзываешься верой в Него и спасаешься от всех смертей, мучений и ужасов. Это самая определенная вещь в нашем земном мире. Ведь никто не любит людей так, как Он! Действительно, Он есть единственный Человеколюбец в человеческом роде! Почему? Поскольку Он, и только Он, спасает людей от смерти и мучения и дарует вечную жизнь и сладчайший рай! Поскольку Он единственный имеет и дает людям через любовь вечное благо, вечную истину, вечную правду, вечную радость! И кто иной может даровать это в человеческом роде? Никто из людей, никто из всех самозваных и ложных божеств. Ведь Богочеловек Христос воистину является единственным Человеколюбцем! Это дает лишь Ему право, по которому Ему принадлежит каждый из людей, и по этой причине каждый из нас должен любить Его больше отца, матери, брата и сестры, детей и всех людей, больше всего творения. **//Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** См. также Толкование на [[new:1sol:02:06#prp_iustin|1 Сол. 2:6]] ===== Блж. Августин ===== **мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** Нет большего доказательства любви в Церкви Христовой, чем когда даже самой честью, в которой она, очевидно, находится у людей, пренебрегают, чтобы тело младенца не было рассечено и не подверглась растерзанию немощь христиан из-за нарушения единства. Ведь говорит апостол, что он выказал себя как мать к чадам по отношению к тем, среди кого совершал благовествование, - не сам, но пребывающей с ним благодатью Божией. Ибо не может блудница ничего назвать своим, кроме своих грехов, дар же материнства - от Бога. И Господь прекрасно сказал о блуднице: тот, кому много прощается, много любит. Так, апостол Павел говорит: **мы сделались малыми среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими**. Но когда доходит до опасности быть рассеченным младенцу, когда самозванство присваивает себе ложную честь и готово нарушить единство, - пренебрегает мать честью своей, лишь бы видеть сына целым и невредимым. Она следит, только бы не позволить самозванству рассечь немощное тельце мечом раскола, настаивая слишком твердо на том, что честь материнства принадлежит ей. Итак, пусть любовь матери скажет: //отдайте ей ребенка// [[old:3ts:03:27|(3 Цар 3:27)]]. ...Ведь и мать любит питать дитя свое, но не хочет, чтобы оно всегда оставалось таким. Она держит его у груди, согревает в объятиях, ласково утешает, питает молоком и делает все для чада своего, но хочет, чтобы дитя ее росло, а не всегда оставалось таким. Взгляните же на апостола. Мы понимаем его лучше, поскольку он даже не удостаивает себя имени матери, когда пишет: **я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими**. Есть ведь кормилицы, которые нежно обходятся с детьми, причем не со своими. А есть матери, отдающие своих детей кормилицам, которые сами не лелеют детей своих. ...И вот, настолько усилились гонения и муки, что [Павлу] стала тяжела жизнь. И вот //страх и трепет// нашел на него, //и ужас объял его// [[old:ps:054:06|(Пс 54:6)]], - сказано, как ты знаешь, в псалме. Это глас Тела Христова, глас членов Его. Хочешь ли ты узнать в этом свой голос? Стань одним из членов Христовых. //Страх//, говорит [Давид], //и трепет нашел на меня, и ужас объял меня//. И я сказал: //кто дал бы мне крылья, как у голубя ? я улетел бы и успокоился бы// (Пс [[old:ps:054:06|54:6]]-[[old:ps:054:07|7]]). Павел в известном смысле испытал отвращение из-за бремени плоти: он хотел отлететь ко Христу, но обилие мук преградило ему путь, хотя и не вовсе закрыло его. Ему опротивела жизнь, но не та вечная жизнь, о которой он говорит: //Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение// [[new:fil:01:21|(Флп 1:21)]]. Но поскольку здесь его удерживала любовь к ближним, куда он направляется? //Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом// (Флп [[new:fil:01:22|1:22]]-[[new:fil:01:23|23]]), //а оставаться во плоти нужнее для вас// [[new:fil:01:24|(Флп 1:24)]]. Он уступил птенцам своим пищащим: расправив крылья, он накрыл их и лелеял их, как и сам о том говорит: **я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми**. //**Проповеди.**// ----- Посмотри на Павла восходящего: //Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли- не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, восхищен был до третьего неба. ...И слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать// (2 Кор [[new:2kor:12:02|12:2]] - [[new:2kor:12:04|4]]). Вы услышали, что он говорит о восхождении, а теперь послушайте, что он говорит о нисхождении: //Я не мог говорить с вами... как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею// (I Кор [[new:1kor:03:01|3:1]] - [[new:1kor:03:02|2]]). Вот нисходит тот, кто восходил. Задайся вопросом: куда он восходил? До третьего неба. Задайся вопросом: куда он нисходил? До питания младенцев молоком. Послушай о том, как он нисходил: **я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми**. Ведь мы видим, как и кормилицы, и матери нисходят до младенцев; хотя они и умеют говорить по-латински, они сокращают слова и каким-то образом коверкают свой язык, чтобы ласкать детский слух этим понятным для них языком, поскольку, если они говорят не так, младенец не слышит и нет ему в том пользы. Так и красноречивый отец, будь он хоть столь великим оратором, что речи его гремят на форуме и сотрясают стены суда, если у него есть маленький сын, когда возвращается домой, оставляет свое казенное красноречие, посредством которого он возвышался, и нисходит до младенца. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ----- Разве мы не наблюдаем у бессловесных и неразумных животных, среди которых существует не духовная, а лишь плотская природная любовь, с каким, тем не менее, чувством взыскуется детенышами молоко из материнских сосцов? И сколь бы ни был силен напор сосущего, это любезнее матери, чем если бы детеныш не сосал молоко и не требовал бы того, что положено любовью. Часто мы видим, как уже значительно подросшие бычки так поддают головой под вымя матери, что силой удара чуть не приподнимают ее, и она, однако, никогда не лягает их и не отталкивает, но, напротив, если нет рядом сынка, который ее сосет, мычанием его подзывает к сосцам своим. Значит, если есть в нас эта духовная любовь, о которой апостол говорит: **я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми**, - мы любим вас, когда вы взыскуете. Ленивые же нам не любезны, потому что мы опасаемся пребывающих в бездействии. //**Трактат на 1-е послание Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы** Или: в чести, славе и довольстве; или: мы могли брать от вас и питаться, и быть вам в тягость. Ибо достоинство наше этого требовало, чтобы брать от вас. **но были тихи среди вас** **Тихи**, то есть кротки, необременительны. Или: **тихи** (ν"πιοι) **среди вас**, то есть незлобивы, нечестолюбивы. Ибо незлобивый ничего такого не помышляет. Выражение **среди вас** имеет такой смысл: в обращении с вами я был такой же, как и вы, будто не получил высшего назначения. **подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** Здесь апостол показывает свою нежную любовь. Льстит ли кормилица ребенку? Ищет ли она денег от малюток? - Так и учителю должно быть кротким и любить тех, которые оскорбляют его, как и кормилица любит своих детей, хотя бы они и били ее. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** Иной же мог бы сказать, что меньшим [μικρόν] именуется здесь совершенный, в соответствии со словами: //кто из вас меньше всех, тот будет велик// [[new:lk:09:48|(Лк 9:48)]]. Он скажет, что тот, кто смиряет себя и становится подражателем Смирившего Себя ради спасения людей и малым ребенком посреди всех верующих - будь это апостол или епископ, - такой вот **как кормилица лелеет детей своих**. Он и есть меньший, указанный Иисусом Христом, и сказано, что ангел его достоин видеть лицо Божие. Ибо сказанное, что меньшие здесь именуются совершенными, в соответствии с //кто из вас меньше всех, тот будет велик// [[new:lk:09:48|(Лк 9:48)]] - и, как сказал Павел: //Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия// [[new:ef:03:08|(Еф 3:8)]], - кажется мне, согласуется со словами: //кто соблазнит одного из малых сих// [[new:mf:18:06|(Мф 18:6)]] и с изречением: //нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих// [[new:mf:18:14|(Мф 18:14)]]. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими** См. Толкование на [[new:1sol:02:05#lopuxin_ap|1 Сол. 2:5]] [<10>]