[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 2:18 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана** //Вопрос//: Может ли сатана возбранять намерению святого, так как написано: **«Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана»**? //Ответ//. Из совершаемого нами о Господе, иное совершается по душевному намерению и решению, а иное производится с помощью тела, или тщанием, или терпением. Посему, что зависит от душевного намерения и решения, тому сатана никоим образом воспрепятствовать не может; а в том, что приводится в исполнение с помощью телесной деятельности, Бог нередко попускает препятствия для испытания и обличения того, кто встречает препятствие, чтобы или обличить его, если переменить благое намерение, подобно посеянным на камени, которые на краткое время //«с радостью»// приняли слово, //«бывше же печали»//, тотчас отпали [[new:lk:08:13|(Лук. 8, 13]]. [[new:mf:13:21|Матф.13, 21)]], или, если устоит в добре, обнаружить его ревность о добрых делах, как у самого Апостола, который, много раз намереваясь придти к Римлянам, и возбраняемый, как сам в том признавался, не оставлял однако же сего желания, пока не исполнил преднамеренного, терпение же, как у Иова, который, пострадав столько от диавола, принуждавшего сказать что либо хульное или оказаться неблагодарным пред Богом, даже в крайних бедствиях не отступал от благочестивого осуждения и от здравых мыслей о Боге. Ибо о нем написано: //«Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге»// [[old:iov:01:22|(Иов.1, 22)]]. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана** Что ты говоришь? **"Воспрепятствовал сатана"**? Так точно, потому что это не было дело Божие. В послании к римлянам он говорит, что Бог воспрепятствовал [[new:rim:15:22|(Рим.15:22)]]; и Лука в одном месте говорит, что не допустил их Дух идти в Асию [[new:act:16:06|(Деян.16:6)]]; и к коринфянам говорит, что это было дело Духа, – и только здесь, что это дело сатаны. Какое же он разумеет препятствие от сатаны? Какие-нибудь внезапные и сильные искушения. //"Когда же"//, – говорится, – //"по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями"//, он удерживаем был в Элладе три месяца [[new:act:20:03|(Деян.20:3)]]. Но иное дело медлить ради устроения чего-нибудь, и при том добровольно, и иное вследствие препятствий. Там именно (апостол) говорит: //"Ныне же, не имея [такого] места в сих странах"// [[new:rim:15:23|(Рим.15:23)]], и: //"щадя вас, я доселе не приходил в Коринф"//. [[new:2kor:01:23|(2 Кор.1:23)]]. Здесь же он не говорит ничего такого, – а что? **"Сатана препятствовал. Я Павел"**, - говорит, **"и раз и два"**. Смотри, какое он обнаруживает честолюбие, как хвалит себя, когда хочет показать, что он любил их больше всех. Говорит: **"Я Павел"**, вместо того, чтобы сказать: я не как другие; другие только желали придти к вам, а я и решался. //**Беседы на послание к Фессалоникийцам.**// ----- Так и ты, когда должен совершать что-нибудь, подобающее Богу, предусматривай много опасностей, много лишений, много смертей, и не изумляйся, не смущайся, когда это случится. //Сын мой!//- говорит мудрый, - //если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению// [[old:prsir:02:01|(Сир 2:1)]]. Никто, решаясь состязаться, не ожидает стяжать венца без ран; поэтому и ты, начав всеми силами бороться с дьяволом, не гонись за безопасной и полной удовольствий жизнью, потому что не здесь Бог обещал тебе воздаяние и обетование, а все славное - в будущем веке. Поэтому, когда ты или сам, сделав что-нибудь доброе, столкнешься с неприятностями, или увидишь, что другой потерпел это, то веселись и радуйся, потому что это служит тебе к большему воздаянию... И можно видеть, как Павел в самой темнице, в самых узах обучает, наставляет тайнам веры и на суде, опять делает то же самое и во время крушения, и в бурю, и среди множества опасностей. И ты соревнуй этим святым; пока в силах, не отказывайся от добрых дел, хотя бы и видел, что бесконечное число раз прерывает тебя дьявол, никогда не отставай. Ты, переправляя деньги, подвергся, может быть, крушению, а Павел, неся то, что дороже было всяких денег - слово, отправился в Рим, подвергся крушению и множеству бедствий. И это он сам выразил, говоря: **хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана**. И Бог попускал это, с избытком, проявляя Свою силу. //**К народу антиохийскому.**// ---- См. также Толкование на [[new:1sol:02:17#svt_ioann_zlatoust|1 Сол. 2:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **темже хотехом прийти к вам, аз убо Павел единою и дважды, и возбрани нам сатана** **Темже** — по таким обстоятельствам, побуждаемые таким пламенным желанием видеть вас, **хотехом прийти**. Прежде замышляли только и изыскивали способы, а теперь самим делом решались на то, покушались, собирались, в дело хотели привести то, что постоянно лежало на сердце. **Аз убо Павел**. — Выделяет себя святой Павел потому особенно, что некоторое время он точно был один, без Силы и Тимофея. И говорит теперь, что в эту пору именно и собирался он к ним, может быть, из Афин и из Коринфа. Или говорит так, чтоб показать, что он лично хотел прибыть к ним, а не через Силу и Тимофея, которые были там, около солунян. В словах: **единою и дважды** иные видят неопределенное число в смысле: не раз покушались. Другие — определенное, именно — два раза; имели постоянную заботу видеть вас, раз и два покушались прийти. Апостол хочет сказать, что забота видеть их была не минутная, а постоянная, заставлявшая неоднократно собираться побыть у них. **И возбрани нам сатана.** Идти раньше к римлянам возбранен был Апостол обязанностями своего апостольства ([[new:rim:15:23|Рим. 15, 23]]). К коринфянам не пошел в одно время по соображению, что это было для них лучше ([[new:2kor:01:15|2 Кор. 1, 15]], 23). В Вифинию идти возбранил ему Дух ([[new:act:16:06|Деян. 16, 6]]). Здесь возбраняющим указывается сатана. Имея чувства, обученные в рассуждении добра же и зла, Апостол умел верно различать действующие в событиях причины и силы: там Бог — промыслительным устроением течения дел; там Дух — внушениями; здесь темная сила — кознями. Так, по Апостолу, сатана имеет влияние на течение Дел, конечно, по попущению Божию, ибо все от Бога. Но иное прямо Богом устрояется, иное только Им попускается. И сатане попускает Бог действовать по причине свободы, дарованной людям. Люди свободно склоняются на внушения сатаны и, становясь его орудием, выполняют его планы. О сих действиях сатаны и злых духов по всему Писанию поминается. В настоящем случае, не велико будто дело — прийти или не прийти в Солунь; но как чрез это должно было царство Христово усилиться, и соответственно тому сократиться область тьмы, то сатана и воздвиг препоны посещению Апостолом новообращенных верующих, — не лично сам, но чрез исполнителей его воли, послушных ему людей. Апостол видел и самого, действовавшего из-за людей, — и хотя веровал, что проповеди Бог — ближайший помощник, не счел, однако ж, уместным идти наперекор, чтоб не быть искушающим Бога. Благоразумие богопросвещенное внушило ему уступить до времени воздвигнутым препятствиям. И он исполнил, что считал нужным для солунян, другим способом, — послал Тимофея, а потом написал послание. В чем именно состояло это сатанинское возбранение, не видно. Святой Златоуст говорит, что это были «внезапные и сильные искушения». Феодорит, — что усердию Апостола воспрепятствовали непрерывные искушения, которые обыкновенно воздвигает общий враг; Дамаскин,— что идти в Солунь Апостолу помешали скорби и беды из-за проповеди, кои от сатаны, ибо это он возбудил неверных против Апостола. Амвросиаст пишет: «Сатана полагал препоны Апостолам, чтоб не распространяли света истины среди людей. Он возбуждал неверных препятствовать Апостолам побоями и узами, //да не глаголют Слово Божие//. Так сказали старейшины иудейские Апостолам: //не запрещением ли запретихом вам не учити о имени сем?// [[new:act:05:28|(Деян. 5, 28)]]». Так, все ограничиваются указанием преград, скорбей, искушений вообще, не определяя их. Можно догадываться, что Апостола удержали злые намерения неверовавших солунских иудеев. Очень вероятно, и в духе иудеев, что они покушались уже на его жизнь и строили ковы. Преследование ими святого Павла даже и в Берии обличает сильное против него раздражение. Может быть, в Берии они, в ярости, высказывались, чего ищут; свои Апостолу слышали то и передали ему. Из Берии, верно, Апостол воротился бы в Солунь, если б не козни этих врагов. Они заставили его бежать далее в Афины. Из Афин, верно, опять Апостол порывался побыть в Солуни, но благоразумие заставило его прежде осведомиться о положении тамошних дел, за чем и послан святой Тимофей. В видах практического применения настоящего места Писания приводим слова святого Василия Великого об этих сатанинских возбранениях. «Может ли, — спрашивает он,—сатана возбранять намерению святого, потому что написано: //аз бо Павел единою и дважды хотел прийти к вам, и возбрани нам сатана//?» И отвечает: «Из совершаемого нами о Господе, иное совершается по душевному намерению и суждению, а иное производится с помощию тела, или тщанием, или терпением. И сатана не может воспрепятствовать тому, что состоит в душевном намерении и суждении. Но что проводится в исполнение с помощию телесной деятельности, тому Бог нередко попускает делать какие-нибудь препятствия; для испытания и обличения того, кто встречает препятствие, чтоб или обличить переменившего благое намерение, подобно посеянным на камени, которые на короткое время //с радостью// приняли слово, //бывшей же печали//, вскоре отпали ([[new:lk:08:13|Лк. 8, 13]]; [[new:mf:13:21|Мф. 13, 21]]), или пребывающего в добре показать — то ревнующим о добрых делах, каков сам Апостол, который, много раз намереваясь идти к римлянам и, возбраняемый, как сам в том признался, не оставлял, однако же, сего желания, пока не исполнил преднамеренного,—то терпеливым, каков Иов, который, пострадав столько от диавола, принуждавшего сказать что-либо хульное, или оказаться неблагодарным пред Богом, даже в крайних бедствиях не отступил от благочестивого суждения и от здравых мыслей о Боге. Ибо о нем написано: //во всех сих... ничтоже согреши Иов устнама своима пред Богом и не даде безумия Богу// [[old:iov:01:22|(Иов. 1, 22)]]». //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Другие по скорби и затруднениям, которые следовали за их начинанием, заключали, что дело их согласно с Божественною волею, по слову Апостола: «**восхотихом приити к вам**... **и единою, и дважды, но возбрани нам сатана**». //**Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана** **И мы хотели придти к вам раз и два**, но препятствие для нас было от сатаны, который препятствовал мне и не давал мне даже до сего дня посеять животворное слово между мертвыми Афинянами. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана** Воспрепятствовал сатана? Да, поскольку он никого другого так не борет, как нас, Апостолов Христовых. Для него мы являемся величайшей опасностью, поскольку проповедуем Христа, поскольку даруем людям единственного Спасителя и спасение. От кого? От самого сатаны, от темных его сил, с помощью которых он держит людей связанными в своей власти, – от греха, смерти и всякого зла. И несмотря на то что мы приняли от Господа власть попирать всю силу бесовскую, сатана чинит нам препятствия в наших святых начинаниях – не потому, что он сильнее нас и Господа Иисуса Христа, находящегося с нами, но чтобы показать, что и мы, Апостолы, суть люди, чтобы и мы почувствовали слабости человеческой природы и осознали, что наша власть над бесами исходит не из наших личных, человеческих, сил, а от Господа Иисуса Христа. Но и для того, чтобы мы всецело предались Господу всяческих посредством надежды, молитвы, поста, любви, терпения, смиренномудрия, воздыханий и плача. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана** Павел, сосуд избранный, укрощает свое тело и порабощает, //дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным// [[new:1kor:09:27|(1 Кор 9:27)]]. //Дано//, говорит он, //мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился// [[new:2kor:12:07|(2 Кор 12:7)]]; и коринфянам говорит: //но боюсь, чтобы, как змий хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе //[[new:2kor:11:03|(2 Кор 11:3)]]. И в другом месте: //Вас постигало искушение не иное, как человеческое: и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести// [[new:1kor:10:13|(1 Кор 10:13)]]. И //посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть// [[new:1kor:10:12|(1 Кор 10:12)]]. И к галатам: //вы шли хорошо; кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?// [[new:gal:05:07|(Гал 5:7)]]. И в другом месте: **И потому мы, я Павел, и раз, и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана**. //**Против Иовиниана.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана** Что ты говоришь? Сатана возбраняет? Именно так; ибо это не было дело Божие. В Послании к Римлянам говорит, что Бог воспрепятствовал ([[new:rim:01:13|Рим. 1:13]] и [[new:rim:15:22|15:22]]); и Лука говорит, что Дух воспрепятствовал им ([[new:act:16:06|Деян. 16:6]]); и в Послании к Коринфянам говорит, что это было дело Духа ([[new:2kor:01:22|2 Кор. 1:22]]). Здесь же просто, что это дело сатаны, который наводит сильные и внезапные искушения, конечно, по попущению Божию. Смотри, как он гордится своею любовью, показывая, что он любил их больше всех, почему и говорит:// я Павел//, то есть хотя и другие со мной желали придти к вам, но я даже и решался. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана** Ап. Павел особенно подчеркивает свое личное желание //"увидеть лице"// своих учеников, но //"воспрепятствовал нам сатана"// - пишет он. Что значить это выражение? Препятствием могла служить болезнь в это время Ап. Павла; на болезнь он намекает в посл. к Галатам [[new:gal:04:14|(IV:14),]] среди которых он был незадолго перед этим. Но, вероятнее всего - это выражение относится к оппозиции со стороны жидовства. "Сатана, действуя через жидов, возбудил гонение против Апостола, так что многократное намерение его посетить Ф-ку осталось неосуществленным". Ramsay. W. M. (в St. Paul the Traveller, crp. 230 - 31) высказывает догадку, что здесь делается намек на действие политархов [[new:act:18:09|(Деян XVIII:9]]), которое препятствовало Ап. Павлу возвратиться в Ф-ку (Iulford op. cit. 23-24). //**Толковая Библия.**// [<10>]