[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 2:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его** Одни ли македоняне упование твое, скажи мне, блаженный Павел? Не одни они, отвечает. Поэтому-то он присовокупил: **"Не и вы ли? Ибо кто"**, – говорит, – **"наша надежда, или радость, или венец похвалы"**? Не узнаете ли (здесь) языка женщин, пламенеющих нежнейшею любовью, и разговаривающих с малыми детьми? **"Или венец"**, - говорит, - **"похвалы"**. Одного слова: **венец** ему недостаточно было, чтобы показать блеск (своего украшения), но еще присовокупил и – **похвалы**. Какая пламенность! Мать и отец, сойдясь вместе и слив свою любовь, никогда не могли бы выразить любви своей наравне с Павлом. **"Радость"**, – говорит, – **"или венец"**,– т. е. я более, говорит, радуюсь о вас, нежели о венце. И подлинно, представь, насколько возможно, всю Церковь, насажденную и утвержденную Павлом: кто бы не возрадовался о таком ее многочадии и благочадии? Итак, и это не лесть; он не просто сказал: вы, но: и вы вместе с другими. **"Ибо вы – слава наша и радость!"** [[new:1sol:02:20|(ст. 20)]]. //**Беседы на послание к Фессалоникийцам.**// ----- Как закопавший собственное золото в доме ближнего, если не захочет сходить поискать и откопать его там, никогда не увидит его, так и здесь: кто не хочет в пользе ближнего искать собственной пользы, тот не получит венцов. Бог устроил так для того, чтобы мы были привязаны друг к другу. Когда кто побуждает ленивое дитя следовать за братом, а оно не хочет делать этого само собою, то дает в руки брату что-нибудь любимое и приятное для дитяти, чтобы оно, желая получить это, следовало за ним, что действительно и бывает. Так и здесь: полезное для каждого Бог даровал ближнему, чтобы мы имели общение друг с другом и не разделялись. Если хочешь, можешь видеть это и на нас проповедующих: полезное для меня заключается в тебе, а полезное для тебя - во мне. Например, для тебя полезно знать угодное Богу, но это вверено мне, чтобы ты получал это - а потому ты принужден прибегать ко мне. А для меня полезно, чтобы ты сделался лучшим, - я получу за то великую награду, но это зависит от тебя: потому я имею нужду следить за тобою, чтобы ты сделался лучшим и таким образом я получил бы от тебя полезное для меня. Потому и Павел говорил: **Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Ней вы ли?** //**Гомилии на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его** Итак, что у меня за оправдание? Если оно ложно, обличите; если же справедливо, засвидетельствуйте вы, для которых и пред которыми мое слово. Ибо вы для меня и оправдание, и свидетели, и - осмелюсь отважиться на апостольское слово - **венец похвалы**. Некогда паства эта была мала и несовершенна, даже, судя по видимому, это была не паства, а малые следы или останки паствы - без порядка, без надзора, без точных пределов: она не имела ни свободной пажити, ни огражденного двора, скиталась по //горам, по пещерам и ущельям земным// [[new:evr:11:38|(Евр 11:38)]]. Рассеянная и разбросанная там и здесь; всякий, кому случилось, находил себе надзирателя и пастыря, промышлял о своем спасении... Такова была некогда паства эта, и такою сделалась ныне - столь благоустроенной и расширенной! И если она несовершенна, то через постепенное приращение восходит к совершенству; и я предрекаю, что будет восходить. //**Слово прощальное.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **кто бо нам упование или радость или венец похваления? Не и вы ли пред Господем нашим Иисус Христом во пришествии Его?** Указывает Апостол источник своей о солунянах попечительности, удостоверяя, что его заботы и любовь к ним вызываются его апостольским званием и упованием. Частица **бо** доказывает. Выразил Апостол свое болезнование о солунянах.—Теперь говорит: ибо как мог я иначе действовать, когда вы упование мое пред Господом? — Святой Павел есть Апостол языков. Обращение всякого языка есть исполнение им своего назначения. В пришествие Господне окажется: и те, и те, и те обращены святым Павлом. Таланты с прибытком.— И будет изречено: вниди в радость Господа твоего.— Вот почему и дорожит святой Павел всяким обращением и блюдет обращенных! Это связано с его вечною участию и составляет его назначение в сей жизни. Вместе с сим он выражает, что в трудах своих и заботах о верующих он не руководствуется никакими расчетами земными. Тем, которые, пользуясь скорым удалением святого Павла, смущали тех, говоря: только горя вам наделал и бросил вас,— в этих словах сильный отпор. Апостол отвечает: как мог я это сделать, когда в их верности вере моя вечная слава? Переносясь мыслию пред лице Господа в пришествие Его и с собою вместе представляя Солунь, Апостол, с одной стороны, удостоверял: вот до какого момента продлится связь наша, — можно ли думать, чтоб ее прервали такие мелкие случайности, какие встретились у вас; с другой — внушал: моя будущая слава и радость не моя только, но и ваша. Вместе обрадованы будем и прославлены; сохраните же себя верными Господу до пришествия Его. **Кто бо** — фраза, заставляющая постановлять в зависимости будущую славу Апостола заключительно от верности солунян; но как потом стоит: **не и вы ли?** то, говоря так, Апостол не выделял их из ряда других обращенных им, кои послужат к увенчанию его славою во второе пришествие Христово. Златоуст говорит: «Одни ли македоняне — упование твое, скажи мне, блаженный Павел? — Не одни они... Посему-то присовокупил: **не и вы ли?** Итак, это не ласкательство, ибо он не просто сказал: //вы//, но: //и вы//,— вместе с другими». И точно, для него и филиппийцы — **радость и венец** [[new:fil:04:01|(Флп. 4, 1)]], и коринфяне — //похваление в день Господа нашего Иисуса Христа// [[new:2kor:01:14|(2 Кор. 1, 14)]]. Таковы для него и все Церкви, им насажденные и утвержденные. «Представь себе,— говорит Златоуст,— сколько возможно, всю Церковь, насажденную и утвержденную Павлом; кто бы не порадовался о таком ее многочадии и благочадии?» **Упование, радость, венец похваления** — разные стороны одного и того же момента — предстания пред Господа во второе Его пришествие. **Упование** — опора дерзновения, что осмелится кто предстать, а не пасть ниц и вопиять: //горы падите// — на чем утверждается? — На добросовестном, без жаления себя, исполнении дел, к которым кто призван, на должном, во славу Божию, употреблении талантов, какие кому вверены от Господа. **Радость** определяет состояние сердца во время предстания Господу. У Апостола будет не страх, а радость — от сознания, что совесть во всем чиста пред Господом. Совесть будет удостоверять, что все зависящее сделано без опущения и фальши, и осенять сердца благонадежием. Отсюда — обрадование духа. **Венец похваления** — воздаяние, венчающее обрадованное сердце светлым положением, в сонме прославленных святых и ангелов. Венец похваления — не то, чем особенно похвалиться можно, а за что особенно похвалят, венец похвальный, прехвальный, блестящая слава... Все сии три стороны выражает Господь в притче Своей одним изречением: //добре, рабе благий и верный... вниди в радость Господа твоего// [[new:mf:25:21|(Мф. 25, 21)]]. Феофилакт так перифразирует речь святого Павла: «Надеюсь, что великого сподоблюсь ради вас дерзновения пред Христом Господом и радости, того ради самого, что вы и ныне есте и тогда будете для меня венцом похваления, то есть венцом блестящей славы». //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его** **Ибо кто **есть** наша надежда, или радость, или венец похвалы** во время воскресения, **как не вы**? //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его** Нам, Апостолам, Господь даровал в изобилии благодать для благовествования Евангелия. Много нам дано, но много и взыщется в День Судный. И вас самих спросит с нас Господь, вашего спасения и ваших душ. И мы, благовествуя вам Господа и Спасителя Иисуса Христа, спасаем вас благодатью Святых Таинств и добродетелей и таким образом подготавливаем ваши души к Царствию Господа Иисуса Христа, готовим вас к вечной жизни – и спасенными представим вас Господу, Царю славы. Этим трудом оправдывается наше апостольство, оправдываются наши апостольские дарования – не вотще они были нам даны; поэтому вы – это слава наша, радость и венец славы перед Господом. И не только вы, но и все, кого мы, Апостолы, привели ко Спасителю и спасению. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы** Это ли не слова пламенеющих нежнейшей любовью матерей, разговаривающих с малыми детьми? Ему недостаточно было слова **венец**, чтобы показать свою пламенность, но он присовокупил и **похвалы**. Ибо на вас, говорит, я надеюсь, что ради вас сподоблюсь великого дерзновения пред Христом, и радости ради того самого, что вы и ныне есть, и тогда будете для меня **венцом похвалы**, то есть венцом блестящей славы. **не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его** Что же? Фессалоникийцы ли одни твоя надежда, святой Павел? Нет, не они одни. Поэтому и сказал: **и вы**, показывая, что были и другие. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// [<10>]