[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 4:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали** Хорошо сказал: **«Чтобы ни в чем не поступали»**. Бог каждому дал жену и положил пределы природе, именно совокупление с одною. Поэтому совокупление с другою есть уже преступление, и разбой, и лихоимство, даже ужаснее всякого разбоя, потому что мы не столько скорбим тогда, когда похищают у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак. Называешь братом, и причиняешь обиду в том, в чем (преимущественно) не должно? Здесь (апостол) говорит о прелюбодеянии, а выше говорил о всяком блуде. Так как он намеревался сказать о том, чтобы не поступать с братом противозаконно и корыстолюбиво, то, предупреждая (ложное толкование), он говорит: не подумай, что я говорю это только о братьях; нет, любо­действовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними, и (вообще) не должно иметь жен общих; должно хранить себя от всякого блуда, – почему и прибавляет: **«Потому что Господь – мститель за все это»**. Сперва он умолял, заставлял краснеть, говоря: //«Как это делают язычники»//; потом посредством доводов показал гнусность дела, употребив выражение: «обманывать брата»; наконец присовокупляет главное: **«Потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали»**. Делая это, мы не останемся без наказания и не испытаем та­кого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению. **//Беседы на послание к Фессалоникийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и еже не преступати и лихоимствовати в вещи брата своего: зане мститель есть Господь о всех сих, якоже и прежде рехом к вам и засвидетелствовахом** По святому Златоусту, блаженному Феодориту, святому Дамаскину, Экумению, Феофилакту и множеству других толковников, Апостол здесь продолжает наставление об обуздании страсти похотной, и в словах: **не преступати и не лихоимствовати** видят урок не касаться чужих жен. Этого же мнения держаться заставляет и течение речи. В следующем, седьмом, стихе говорится, что Бог призвал нас не на нечистоту, но во святость. И это ставится как основание тому, что сказано в стихе шестом, следовательно, в обоих стихах мысль одна — предостережение от нечистоты, то же, что и во всем отделении — 3-8 стихи. **Не преступати и не лихоимствовати** — состоит в соответствии с: //храните себе от блуда// и с: //ведети сосуд свой стяжавати во святыни//, и вместе с ними очерчивают весь круг блудных дел, запрещаемых Апостолом. **Не преступати** — пределов, положенных законом в сем отношении, **не лихоимствовати брата**, не завладевать его собственностию, привлекая к себе его жену. Святой Златоуст пишет: «Прежде говорил Апостол о блуде вообще, а здесь говорит, о прелюбодеянии. Любодействовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними. **Не преступати**; ибо каждому Бог дал жену и положил предел природе, именно совокупление с одною. Поэтому совокупление с другою есть уже преступление, разбой и лихоимство, даже ужаснее всякого разбоя, ибо мы не столько скорбим тогда, когда похищаются у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак». Дополняет сию речь Феодорит: «Апостол прелюбодеяние назвал здесь лихоимством, потому что непринадлежащего ему касается тот, кто подрывает супружеское согласие других, и похищает ложе, предоставленное иному. Усилил же обвинение, дав видеть, что обижаемый есть брат». Почему не прямую речь употребил Апостол, сказывает святой Дамаскин: «Словом благозвучным прикровенно означил прелюбодеяние, называя его лихоимствованием брата». **Зане мститель есть Господь**. Верно, солуняне слабы были с этой стороны. Почему Апостол выставляет сильные и грозные побуждения к обузданию их. Потому же, конечно, и так много пишет им о сем предмете. Бог — мститель есть за все беззакония, но особенно за дела блудные, потому что ими больше всего унижает человек образ Божий, по коему создан. Теперь, впрочем, только напоминает Апостол, а бывши у них, пространно толковал им об этом и **засвидетельствовал** с удостоверением, что так есть, что преступление это очень велико, мерзко пред Богом, унизительно и разрушительно для человека. Святой Златоуст излагает мысль Апостола так: «Сперва умолял, заставлял краснеть, говоря: //якоже языцы//; потом посредством доводов показал гнусность сего, употребив выражение: **лихоимствовати в вещи брата**; затем уже присовокупляет главное: **зане мститель есть Господь**. Делая сие, мы не остаемся без наказания и не испытываем такого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению». Апостол здесь «указует наказание к обузданию беззакония, противопоставляя страх» (Феодорит). Словами: **о всех сих** Апостол дает разуметь, что Бог — мститель есть не за одно прелюбодеяние, но и за все дела блудные, как бы так: «не подумай, что говорю это только о женах братии. Нет, и о женах других людей, и о незамужних, и об общих. За смешение со всеми ими отмщает Бог» (Феодорит). **//Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали** Кто блудит – грешит против своего тела, но кто прелюбодействует – грешит не только против своего тела, но и против ближнего своего, поскольку оскверняет супругу брата своего. Поэтому прелюбодеяние – это грех более страшный, чем блуд: прелюбодей виновен и перед братом своим. Всеведущий, Всесильный и Милостивый Господь воздает по достоянию за этот большой грех скорбями, болезнями, мучениями, и даже смертью. Евангелие Всеблагого и Всемилостивого Бога есть одновременно и Евангелие Праведного Бога, Который не оставит нераскаянного греха без наказания. Прелюбодеяние есть злая, сатанинская сила, которая втягивает человека в царство зла, и если он не противостоит ей благодатью покаяния, то эта сила потопит человека во зле. Но до тех пор Господь испытывает прелюбодея посредством мучений, болезней, разных скорбей, напоминая ему о его грехе, который всегда остается человекоубийством, до тех пор пока грешник не покается и не освободится окончательно от этого страшного порока. Человек наказывается за всякое зло и всяким злом, какое он совершает. И когда это зло велико, как велик грех прелюбодеяния, тогда и наказание бывает большим. Какое же это наказание? Удаление от Бога Живого! Люди, накопившие большие грехи, в действительности следуют путем диавола, если не раскаются, поскольку каждое зло затягивает человека в свое царство, которое есть мука вечная! Если человек не противостоит злу благодатью покаяния, верой, молитвой, постом, самоумерщвлением, тогда это зло приведет его к муке вечной! Зло по своей природе оскверняет человека, и мы, люди, хоть и сотворены по образу Божию, но лишаемся добра по причине греха, который всем своим существом происходит от греха и совершается ради греха. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво** Выше апостол говорит о блуде вообще, теперь говорит о прелюбодеянии, которое справедливо называет лихоимством и преступлением. Ибо каждому Бог дал жену и положил пределы природе, разумея сожитие с этой одной женой. Поэтому-то корыстолюбие относится к этому делу, то есть преступному сожитию; а именно против брата. **потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали** Не подумай, говорит что я говорю это только относительно братьев; нет, не должно иметь жен и других людей, и просто незамужних, и жен общих. Ибо за все это наказывает Господь: не безнаказанно мы делаем это, понесем гораздо большее наказание, в сравнение с удовольствием, которое получаем теперь от этого. Смотри: сначала апостол умолял, потом пристыдил, сказав: //как и язычники//, затем посредством доводов показал гнусность этого порока, назвав его лихоимством; наконец, он устрашает и напоминает им, что об этом они часто слышали от него. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали** См. Толкование на [[new:1sol:04:03#lopuxin_ap|1 Сол. 4:3]] [<10>]