[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 4:9 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **о братолюбии же не требуете, да пишется к вам; сами бо вы Богом учени есте, еже друг друга** Братья, о любви к которым поминается здесь, суть христиане, как видно из следующего стиха (10). «Не говорит о любви ко всем, но о любви к братии» (Златоуст). И притом о любви, не как о чувстве, а как о деятельности братолюбивой: «Апостол указал здесь щедрость в денежных подаяниях» (Феодорит). Если такого рода дела тотчас стали характеризовать солунян, видно, как полно воспринят был ими дух христианства. Все христиане с принятием Духа благодати становятся едино. Единясь же в духе, общатся во взаимной благотворительности, обращая ее преимущественно на неимущих. При всем том, однако ж, любовь к братии заповедуется христианам повсюду в посланиях ([[new:rim:12:10|Рим.12, 10]]; [[new:evr:13:01|Евр. 13,1]]; [[new:1pet:01:22|1 Пет. 1,22]]), то как напоминание, то как руководство в образе исполнения ее. **Не требуете, да пишется**. Апостолы слово свое соразмеряли с нуждами имевших читать их послания. Писали не затем, чтоб побольше насказать, а чтоб удовлетворить духовным потребностям своих учеников. Говоря так, Апостол употребил образ выражения ободрительный и возбудительный для солунян. Он не смягчает только строгость нравоучения, но и возбуждает энергию, и налагает некое обязательство — стоять в начатом. Святой Златоуст пишет: «Что значит, что Апостол основание всякой добродетели — любовь — как бы отлагает в сторону, говоря: нет нужды писать о том. Это проистекает из великого благоразумия и духовной его мудрости. Он чрез это достигает двух целей: во-первых, показывает, что эта добродетель до того необходима, что не нужно и учить ей, ибо всякому известно то, что имеет особенную важность для всех; во-вторых, выражаясь таким образом, он больше вразумляет их, нежели даже тогда, когда бы обращался к ним прямо с назиданием. Ибо, предполагая, что они ведут жизнь праведную, хотя бы они и не жили так, и потому не побуждая их к тому, он скорее приводит их к такой жизни. Конечно, если б не было нужды писать, то надлежало молчать и ничего не говорить, но теперь, говоря, что нет нужды писать, он сделал более, нежели когда бы сказал, что нужно». Экумений несколько дополняет эту мысль: «Говоря, что они исправны в этом (братолюбии), побуждает к нему, хоть бы были неисправны, чтоб поддержать о себе такое мнение и такую славу». **Богом учени**. Когда и как? — Вместе с приятием Духа благодати. Духом Святым, даемым христианам, изливается и любовь в сердца их ([[new:rim:05:05|Рим. 5.5]]). Сей Дух внушает не чувство только любви, но и уменье оказывать любовь. Он возбуждает желания, соответственные «внушениям чувства, придает к ним побуждения, указывает средства и воодушевляет нравственною силою. Апостол говорит как бы: Дух Святой в вас есть, и Он учит вас и настраивает любить друг друга. Вы и любитесь так; любовь стала у вас естественным чувством. — И нечего учить. Об этом внутреннем научении от Духа святой Иоанн пишет как о плоде помазания ([[new:1in:02:27|1 Ин. 2, 27]]). Где Бог учит, человек молчи. «Смотри, какую воздает им честь, говоря, что Сам Бог учит их сему. Вам не нужно, говорит, учиться у человека. Об этом и пророк говорит: и вся сыны твоя научены Богом ([[old:is:54:13|Ис. 54, 13]]). Это служит сильным побуждением исполнять долг любви» (Златоуст). //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-10 **о братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать** **О братолюбии же**, хотя и **нет нужды писать вам, ибо сами вы это делали**; однако научаем вас этому, **чтобы более** и более **преуспевали вы** в умножении ее. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 9-11 **о братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам** Святой апостол, как истинный духовный врач, видя, что эта болезнь, происходящая от духа уныния, и в его время распространялась, или Святым Духом предвидя, что возникнет она и между монахами, спешит предупредить ее спасительным врачевством своих заповедей. Ибо, когда писал к фессалоникийцам, сначала как искуснейший и совершенный какой-нибудь врач, врачуя немощь недугующих ласковым, мягким словом, начиная с любви и похваляя их с этой стороны, - пока смертельная рана, обвязанная умягчающим лекарством, оставив опухоль негодования, удобнее будет сносить острые лекарства, - говорит так: **О братолюбии нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братьями по всей Македонии**. Сначала предложил мягкие припарки похвалы, сделал их мягкими, готовыми к принятию спасительного слова... И едва высказывает то, о чем прежде заботился: **и усердно стараться о том, чтобы жить тихо**, высказал первую причину; потом прибавляет вторую: **делать свое дело**, а также третью: **и работать своими собственными руками, как мы заповедали вам**... Не может не желать чужих даров и подаяний тот, кто не находит удовольствия благочестным и спокойным деланием своего дела приобретать себе средства для ежедневного пропитания. Видите, сколько вин столь важных и гнусных рождается от одного порока праздности. **//Постановления киновитян.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **о братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга** Свидетельство святой жизни – святая любовь, ведь святая жизнь становится явной через любовь. В первую очередь любовь, поскольку //Бог есть любовь// [[new:1in:04:08|(1 Ин. 4:8)]]. Первое, что человек выносит из духовно–благодатного общения с Богом, это Его человеколюбие, которое вызывает в его сердце боголюбие. Любя человека, Бог Своей любовью делает любвеобильным и самого человека, поскольку христианин человеколюбие Божие превращает в любовь к Богу. Господь Иисус Христос, воплощенный Бог любви, учит нас божественной любви всем Своим существом, всей Своей жизнью и всем Своим Евангелием! Эта божественная любовь сначала открывается как любовь к Богу, а затем вырастает в любовь к ближнему. Бог любви открывает нам, открывает каждому человеку вечное божественное достоинство, существующее в ближнем. Воплощенный через крещение в каждом крещеном Господь Иисус Христос наполняет его существование Своей божественной любовью в первую очередь через Святое Причастие. Обязанность каждого христианина состоит в том, чтобы передать эту божественную любовь своему ближнему. Каждый христианин должен превратить в человеколюбие, в жертвенную любовь к братьям эту божественную любовь с помощью святых добродетелей: веры, надежды, молитвы, поста, смиренномудрия, целомудрия, терпения. И как для Бога любви естественно любить людей, так и для Его последователей естественна любовь к другим людям! Эта святая богочеловеческая любовь отличает христиан от всех других людей: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. //По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой// [[new:in:13:34|(Ин. 13:34–35)]]. Ведь что есть христианин? Это человек, живущий со Христом и во Христе. И живя так, он, само собой разумеется, любит Бога всем своим сердцем и душой, //а ближнего, как самого себя// (см.: [[new:mf:22:37|Мф. 22:37]]). Любовь ко Христу всегда проявляется как человеколюбие, поскольку как Господь Иисус Христос есть единый Человеколюбец, согласно со словами православных богослужебных книг, так и христианин должен быть праведным и человеколюбивым в человеческом роде! Но почему Христос есть единый Человеколюбец? Потому что Он спас человека от его вечных и главных врагов: греха, смерти и диавола. И, таким образом, христианин ради Христа становится истинным человеколюбцем, поскольку и он посредством любви спасает ближнего от тех же врагов, от всего греховного, смертного и диавольского, ибо это и есть евангельская любовь и святое человеколюбие. Эту любовь дает и этой любви учит только воплощенный Бог любви, Господь Иисус Христос! Ведь несомненна евангельская истина: //кто любит Бога, тому дано знание от Него// [[new:1kor:08:03|(1 Кор. 8:3)]]. Итак, только благочестивый человек может стать праведным человеколюбцем, поскольку от боголюбезного благочестия и боголюбия рождается истинное и святое братолюбие: //в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь// [[new:2pet:01:07|(2 Пет. 1:7)]]. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 9-10 **о братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать** Через именно эту благодать происходит так, что мы не только узнали, что следует делать, но и делаем то, что узнали как должное; не только верим в то, что следует любить, но и любим то, во что поверили. Если эту благодать нужно называть учением, пусть, бесспорно, так и называется, чтобы считалось, что с несказанной сладостью Бог внушает его глубже и основательнее не только через тех, кто насаждает и орошает извне, но и через Себя Самого, управляя втайне приращением Своего плода таким образом, что не только показывает истину, но и наделяет любовью. Ведь Бог так учит тех, кто призван по Его изволению, одновременно давая им знать, что они делают, и делать то, что знают. Поэтому апостол и говорит фессалоникийцам следующее: **О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга**. //**О благодати Христа и первородном грехе.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **о братолюбии же нет нужды (έχετε) писать к вам** Апостол не говорит уже о любви ко всем, но о любви к братии. Самим опущением он увещевает уже, достигая двух целей: во-первых, это дело так необходимо, что ему нечего и учиться, ибо всякому известно, что оно имеет особенную важность для всех. Во-вторых, этим он больше вразумляет их, побуждая, чтобы они не оказались ниже того понятия, какое он имел о них, считая их уже исправившимися. **ибо вы сами научены Богом любить друг друга** Смотри, как восхваляет он их, говоря, что Сам Бог учит их этой добродетели. Это же сказал и пророк: //будут все научены Богом// ([[old:is:45:03|Ис. 45:3]]; [[old:ier:31:54|Иер. 31:54]]). //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-12 **о братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались** Эти стихи содержат увещание к преуспеянию в братской любви и призыв к тихой, скромной и независимой жизни. Апостол откровенно признает, что Ф-цы в первом отношении безупречны, ибо их любовь простирается на братьев //"по всей Македонии"//. По кн. Деян мы знаем, что церкви Христовы были в Филиппах, Фессалонике и Верии. Но нужно думать, что христианство распространилось и по другим крупным местам, как, напр. Амфиполис, Пелла и др. ; отсюда и объяснение выражения Ап. P. //"по всей Македонии"//. Но, указав на необходимость преуспеяния в filadelfia, Ап. P. касается и больного места в жизни Ф. общины - появления "безчинных" среди нее (ст. 11). Нужно думать, что широкая христианская благотворительность вызвала большие злоупотребления, и создала класс лиц, которые предпочли жить за счет других, оставив тихую и независимую трудовую жизнь. Освободившись от труда, они всецело отдались агитации, и, вероятно, были причиною ненормального роста эсхатологических чаяний и упований среди Ф. Их "суетливость" расстраивала мирный ход жизни Фесс. христиан, и невольно подрывала авторитет христ. общины среди язычников, заставляя последних смотреть на нее, как на сборище праздных и вредных людей, занятых лишь "заоблачными мечтами". //**Толковая Библия.**// [<10>]