[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 4:11 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 11-12 **и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались** Не следует заботиться о нарядности в одежде или в обуви, это - суетность. Для удовлетворения телесных потребностей следует пользоваться недорогими вещами. Ничего не следует издерживать сверх потребности и для пышности: это - злоупотребление. Не следует искать чести и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех. Не следует быть непокорным. Не следует в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а, занявшись исполнением чего-либо во славу Христову, должен принуждать себя к ревности в деле по мере сил. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и любезно прилежати еже безмолвствовати, и деяти своя, и делати своими руками, якоже повелехом вам** О братолюбии помянул святой Павел будто мимоходом, чтобы только сказать им: преуспевайте в нем более и более. Теперь опять продолжает речь о том, относительно чего у солунян были лица неисправные. Узнал Апостол, что между ними //иные// были непоседы, любили блуждать по торжищам: таким предписывает безмолвствие и домоседство; //иные// не радели о своих делах: таким заповедует — делати своя; //иные// не хотели трудиться — праздны и чужое поедают, а не только другим помогать не могут: им — **делати своими руками**. Что такие лица точно были среди солунян, видно из второго к ним послания, где Апостол пишет: //слышим бо неким безчинно ходящим у вас, ничтоже делающим, но лукавно обходящим. Таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят// [[new:2sol:03:11|(3, 11 — 12)]]. Какие во втором послании обличаются недостатки, против тех в первом писал правила благоповедения, чтоб избежать необходимости обличать потом. Но как худое не вдруг исправляется, то оказалось нужным и обличение. Хоть всем этим определялось лишь внешнее поведение христиан, однако ж Апостол сильно настаивает на исправности и в сем. Ибо, когда внешнее неисправно, очень сомнительно, чтоб исправно было и внутреннее. Почему молит их — **любезно прилежати**, поревновать о том со всем усердием (сравни: [[new:rim:15:20|Рим. 15, 20]]; [[new:2kor:05:09|2 Кор. 5, 9]]), φιλοτιμεισθαι, в честь себе ставить, как чести добиваться предлагаемого поведения. **Безмолвствовати** — не в пустыню бежать на безмолвие, а бегать молвы, шума, смятений, и не только не возбуждать их, но и не участвовать в них,—сидеть дома во избежание неприятных столкновений с кем-либо, и вообще являть нрав тихий, спокойный, миролюбивый. **Делати своя** — делать только то, что каждого касается по дому и во внешних сношениях, что составляет его долг и обязанность по его положению. Есть немощь нравственная, по которой иные, и минуты не бывая без дела, все только о стороннем хлопочут, свое же упускают без внимания. Если б всякий свои только дела исправно вел, по совести и со страхом Божиим, между людьми больше было бы довольства, счастья и порядка. **Делати своими руками** — трудиться, иметь такое рукоделие, занятие и труд телесный, которым можно добывать содержание себе, не на чужой счет жить, а в поте своего лица снедать хлеб свой, не злоупотреблять благотворительностию других. Феофилакт блаженный пишет: «Случилось, что одни щедро подавали нуждающимся потребное, а те, по их щедрости, нерадели о занятии делом. И Апостол справедливо одних похвалил, а другим дал полезный совет». Святой Златоуст пространнее излагает мысль: «Здесь дает разуметь, скольких зол причиною бывает праздность, и, напротив, сколько благ приносит трудолюбие. Долг любви к ближним состоит в том, чтоб не от них принимать, а им давать. А это зависит от трудолюбия, чтоб не жить в праздности, но трудясь, давать другим; ибо сказано: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати [[new:act:20:35|(Деян. 20, 35)]]. Бедность произошла у них от разграбления имений. Если же питаться трудами он заповедует тем, у которых было разграблено имущество за Христа, то тем более другим». **Якоже повелехом**. Повелехом не трудиться только, но и своими делами заниматься и вести покойную жизнь. Но если повелевал, значит, недостатки те выдавались у солунян, так что Апостол заметил их сразу и оговорил, когда был у них и лично учил их. //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-12 **и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались** И чтобы знали вы, как действовать, я пишу вам в отсутствии своем, **как заповедали мы вам** в своем присутствии. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам** См. Толкование на [[new:1sol:04:09#prp_ioann_kassian|1 Сол. 4:9]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам** Первый плод святой любви – это радость и мир Божий, мир с людьми ближними и дальними. Этот мир заключается в святом человеколюбии! Кто любит людей посредством святой любви, старается примириться со всеми. Человек, любящий Христа, всегда горит деятельностью и не порабощается бездельем, поскольку дело доставляет ему радость. Поэтому мы просим вас, братья, усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам. Христиане должны быть неустанными в подвиге и труде, поскольку этим они стяжают вечную жизнь и блаженство! Поэтому и малое действие имеет вечное достоинство, ведь наша вечность пополняется не только телесными делами, но и каждым расположением, взглядом, желанием и намерением нашим. Все это христианин должен сделать святым, чистым и почтенным, зная, что за каждый помысл, за каждое слово и дело он даст ответ Всеведущему Господу в день Страшного Суда. И через самые незначительные дела, невидимые движения души и совести христианин действует или для вечности или против нее. О, как должны мы быть внимательны к этому подвигу! //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам** См. Толкование на [[new:1sol:04:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Сол. 4:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам** См. Толкование на [[new:1sol:04:09#lopuxin_ap|1 Сол. 4:9]] [<10>]