[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 4:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Если Господь намерен сойти, то для чего мы **будем восхищены**? Чести ради. Ведь и тогда, когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию; и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, которые заслуживают название детей, выезжают на колеснице к нему навстречу, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, которые оскорбили его, остаются дома. Мы понесемся на колеснице Отца. Как Он подъял Самого Господа на облаках, так и **мы восхищены будем на облаках**. Видишь, какая честь? Мы и встретим Сходящего, и, что всего радостней, так с Ним пребудем. //**Беседы на 1-е послание к Фессалоникийцам.**// ---- См. Толкование на [[new:1sol:04:15#svt_ioann_zlatoust|1 Сол. 4:15]] **//Об утешении при смерти. Слово 1-е.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро, по разрешении от сопряженного с нею тела, освободится отсюда, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищении, или по отложении (или еще не знаю, как выразить) того, что ее омрачило, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке - потому что избегла здешней жизни как несносного узилища, и свергла с себя лежавшие на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы пожинает уготованное ей блаженство... Для чего же мне малодушествовать в надежде? Для чего прилепляться к временному? Дождусь архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда увижу и самого Кесария не отходящим, не износимым, не оплакиваемым, не сожалением сопровождаемым, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты, возлюбленнейший из братьев и братолюбивейший, неоднократно являлся мне во сне, потому ли что так изображало тебя мне мое желание, или потому, что это была истина. //**Слово надгробное брату Кесарию.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** То, что было с Христом как человеком, есть благодать, общая всем верующим. Ибо как, видя склоняющееся долу и тяготеющее к земле естество тела возносимым по воздуху на небеса, веруем по слову апостола, что и мы **восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе**, так и, слыша, что Отцом и Богом нашего начатка сделался истинный Бог и Отец, уже не сомневаемся, что Он же стал и нашим Отцом и Богом, зная, что взойдем туда же, куда //предтечею за нас вошел Христос// [[new:evr:06:20|(Евр 6:20)]]. //**Против Евномия.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Существенная и истинная жизнь есть Отец, Который через Сына во Святом Духе на всех изливает небесные дары. По человеколюбию Его и нам, людям, неложно обещана вечная жизнь; не следует сомневаться в возможности этого. Не на нашу немощь, но на Божие могущество должны мы взирать и верить, ибо Богу все возможно. А что это возможно и мы должны ожидать жизни вечной, говорит Даниил: //обратившие многих к правде - как звезды во веки, навсегда// [[old:dan:12:03|(Дан 12:3)]]. Также и Павел говорит: **и так всегда с Господом будем**. Ибо всегда с Господом быть значит жить вечно. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем** **Потом мы живущии**... Умершие воскреснут, что же будет с живыми, в соответствие воскресению тех, об этом не говорит здесь Апостол, поспешая сказать, что с теми и с другими будет вместе. В послании к Коринфянам пишет Апостол, что, в то время как умершие воскреснут, живые изменятся в тот же образ бытия, какой восприимут воскресшие. //Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока, в последней трубе; вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся// [[new:1kor:15:51|(1 Кор. 15, 51-52)]]. После того, как одни воскреснут, другие изменятся и все собраны будут воедино, последует суд и разделение добрых от злых. Апостол не касается сего, ибо это не входило в его цели, и поскорее переносит внимание на последний, утешительнейший для верующих момент сего страшного последнего события – на сретение Господа и всегдашнее с Ним пребывание. Сравнявшись в образе бытия с умершими, живые равное с ними будут иметь преимущество сретить Господа на облаках. **Купно с ними** – равно с ними, ничего лишнего пред теми не достанется нам. **Восхищены будем** – подымемся в сродное воскресшим в обновленном естестве место. Так сказано, чтоб означить быстроту движения, соответственно стремлению и неудержимому желанию любящих Господа быть с Ним. **Восхищены на облаках**. На облаках Господь вознесся [[new:act:01:09|(Деян. 1, 9)]], и опять приидет на облаках же [[new:act:01:11|(Деян. 1, 11]]; [[new:mf:24:30|Мф. 24, 30)]]; на облаках и верующих сподобит сретить Его. «Как Сам Владыка вознесся на светлом облаке, так уверовавшие в Него, как воскрешенные из мертвых, так и живые еще, носимые на облаках, сретят – Судию вселенной и с Ним пребудут в бесконечные веки» (Феодорит). **В сретение Господне**. Господь снидет с неба – взять Своих; а они потекут с земли в сретение Ему, как девы в притче [[new:mf:25:01|(Мф. 25, 1-6)]]. Место сретения и возможно только на //воздусе//, наверху, в высших сферах атмосферы, при переходе в небесные жилища. Но здесь только сретятся, а не пребудут. С Господом будут, но не на воздухе, а там, где и Он. Он одесную Отца, а они окрест Его, или о страну Его, всякий в своем чине. **И так всегда с Господем будем** – причастниками Его славы и блаженства. Сретившись с Господом, став близ, лицом к лицу, в блаженном обращении, уже не разлучимся с Ним. Это верх чаяний, воодушевляющих христиан! – Так обетовал Сам Господь: //приду и поиму вы к себе, да идеже есмъ Аз, и вы будете// [[new:in:14:03|(Ин. 14, 3)]]. О сем молился Он к Отцу: //Отче, ихже дал eси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал ecu Мне// [[new:in:17:24|(Ин. 17, 24)]]. Этим утешал верующих в скорбях их ради веры святой Апостол: //аще чада, и наследницы; наследницы убо Богу, снаследницы же Христу, понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся. Непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас// [[new:rim:08:17|(Рим. 8, 17-18]], подобно – [[new:kol:03:03|Кол. 3, 3-4]]; [[new:2tim:02:12|2 Тим. 2, 12)]]. Святой Златоуст пишет: «Если Господь намерен сойти, то для чего мы будем восхищены? – Чести ради. Ибо и тогда, когда царь въезжает в город, то почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают Судию; и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, которые заслуживают название детей, выезжают на колеснице к нему навстречу, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, которые оскорбили его, остаются дома. – Мы понесемся на колеснице Отца. Ибо как Он (Отец) подъял Самого (Господа) на облаках [[new:act:01:09|(Деян. 1,9)]], так и мы восхищены будем на облаках. Видишь, кая нас ожидает честь! Мы встретим Сходящего и, что всего радостнее, //так с Ним будем. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его// [[old:ps:105:02|(Пс. 105, 2)]]? Каких благ удостоил Он род человеческий! Прежде воскреснут умершие и, таким образом, вместе все встретят Его. Авель, умерший прежде всех, выйдет тогда навстречу вместе с оставшимися в живых, так что они при этом не будут иметь никакого преимущества, но истлевший, столько лет лежавший в земле, встретит Его вместе с живыми, равно как и все прочие». Фотий у Экумения решает естественно рождающийся при сем вопрос, почему Апостол говорит только об участи верующих в последний день, не поминая об участи Неверов и злых. «Замечаешь ли, что, описывая воскресение, Апостол не упоминает об имеющих воскреснуть для наказания и мук? – Это делает он, как думаю, по трем причинам. – Во-первых, он пишет к солунянам о воскресении в утешение им. Пишущему же с целию утешения неуместно было поминать о вещах горьких и прискорбных. Чрез это он более увеличил бы скорбь, а не доставил утешения. Во-вторых, он писал о воскресении к верующим, – и прилично не упоминал о тех, кои имеют быть отведены в муку. Ибо верующие, по заповедям Господним живущие, не будут подлежать никакому наказанию, но будут пребывать в вечной радости и вечном блаженстве. Почему не было нужды поминать о мучениях сторонних лиц пиша к верующим о славе, блаженстве и радостях, уготованных верным. В-третьих, самое воскресение он истолковывает здесь, как оно есть само в себе и для чего есть. Воскресению же Бог определил быть во спасение людей, чтоб они вкушали вечные блага в неизреченной славе, а ад Он уготовал для диавола и аггелов его, как говорится в Евангелии, а не для людей. Если иные своими неправдами вместо уготованных им благ избирают то, что уготовано для диавола, то это бывает помимо желания человеколюбивого Владыки. Почему святой Павел, пиша о самом существе воскресения и о том, чего ради определил его Создатель всех, справедливо умалчивает о тех, кои пойдут в муку вечную». //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Сщмч. Дионисий Ареопагит ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Протяженность времени воспринял Вечный, и внутри нашей природы оказался сверхсущественно Превзошедший всякий порядок всякой природы, сохраняя пребывалище Своих свойств неизменным и неслиянным... А тогда, когда мы станем нетленными и бессмертными и сподобимся блаженнейшего свойственного Христу покоя и всегда, согласно речению, **с Господом будем**. //**О божественных именах.**// ===== Сщмч. Мефодий Патарский ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** См. Толкование на [[new:1sol:04:16#sschmch_mefodij_patarskij|1 Сол. 4:16]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** **Потом мы, кои живем, будем восхищены**, - не прежде тех, но **с ними**, - и не без них, но **вместе, в облаках, в сретение Господу нашему, - в воздух** (восхищены будем): **и так всегда** все мы, оставаясь всегда праведными, **с Господом будем**. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ----- Тот же Иисус [Навин], когда срезал и нес с собою плод, чаял вкусить всеоживляющего плода с древа жизни. Его провидела Раав, когда избавило ее от гнева знамение - //червленая веревка// [[old:nav:02:18|(Ис.Нав 2:18)]]; в этом знамении предвкусила она истину. Его вожделевал Илия, и поскольку не видел Сына на земле, то усугубил веру и чистоту, чтобы взойти и увидеть Его на небе. Его созерцали Моисей и Илия; кроткий вышел из глубин, грозный ревнитель сошел с высот, и увидели Сына посреди себя. Они изобразили тайну последнего пришествия Его: Моисей был образом умерших, Илия - образом живых, которые восхищены будут **в сретение Его**, когда Он придет. Умерших, за вкушение ими смерти, сделает Он первыми, и не изведавшие погребения последними будут восхищены во сретение Его. //**Гимны на Рождество.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Потом, через много лет, придет Христос, Бог наш, в страшной и невыразимой славе Своей судить мир, устрашась Которого, небесные силы придут в ужас, и все легионы ангелов в трепете предстанут пред Ним. Тогда по гласу архангела и по трубе Бога воскреснут все мертвые и предстанут пред Его грозным троном. Воскресение есть соединение опять души с телом. Тело же, уничтожившееся и рассыпавшееся, восстанет невредимым; и пусть тебе это не кажется невероятным. Нет ничего невозможного, чтобы тело, созданное с самого начала из земли и превратившееся опять в землю, из которой было сделано, по повелению Создателя снова восстало невредимым. //**О Варлааме и Иоасафе.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Буква связана с землей, а дух - с небом: **на воздухе**, то есть на умном осиянии, **на облаках**, то есть на возвышенных созерцаниях, **в сретение Господу восхищены будут, и так всегда с Господом будут** только те, кто благодаря ведению предпочитают дух букве. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** См. Толкование на [[new:1sol:04:16#prp_iustin_popovich|1 Сол. 4:16]] ===== Блж. Августин ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** См. Толкование на [[new:1sol:04:14#blzh_avgustin|1 Сол. 4:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Хотя мертвые восстанут первыми, однако и мы, живущие, конечно, достойные, подобно им, будем восхищены на облаках, как и Господа подъяло облако. Если Господь имеет сойти, то для чего будут восхищены верующие? Чести ради. Ибо, как когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, так и тогда будет. Грешники, хотя бы они были и христиане, ожидают внизу, а праведники восхищаются, и таким образом получают блага во всем обилии, всегда пребывая со Христом. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** См. Толкование на [[new:1sol:04:16#origen|1 Сол. 4:16]] ===== Руфин ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** То, что праведные вечно пребудут с Господом нашим Христом, мы уже засвидетельствовали выше, когда обращались к словам святого апостола: **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем**. Не удивляйся, что плоть святых при воскресении приобретет такую славу, что в пришествие Господа будет вознесена на воздух и поднята на облаках. Ведь сам апостол, объясняя, насколько Бог приближает к Себе любящих Его, пишет: //Уничиженное тело наше [Христос] преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его// [[new:fil:03:21|(Флп 3:21)]]. Следовательно, нет ничего абсурдного в словах о вознесении тел святых на облаках, если сказано и об ожидающем их изменении по образу Христа, сидящего одесную Отца. //**Изложение символа веры.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** **"На облаках"** (ср. [[new:act:01:09|Деян I:9]] и [[new:mf:24:30|Мф XXIV:30]] и [[new:mf:26:64|XXVI:64]]). //"На воздухе"// - εἰς ἀέρα т. е. в атмосфере, окружающей нашу землю. Господь сойдет в непосредственно прилегающую к земле область, где Он встретит всех своих верных, ожидающих Его парусии. //**Толковая Библия.**// [<10>]