[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:1 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **а о летех и временех, не требе есть вам писати** И Господь сказал святым Апостолам на их вопрос о втором Его пришествии: //несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти// [[new:act:01:07|(Деян. 1, 7)]]. **Времена и лета** — оба слова употребляются, как однозначащие (сравни [[new:lk:01:57|Лк. 1, 57]] с [[new:2tim:04:06|2 Тим. 4, 6]]; [[new:act:20:18|Деян. 20, 18]] с [[new:lk:21:36|Лк. 21, 36]]). Но более тонкие знатоки языков различают их, разумея под временем χρονος — всякое неопределенное время, а под летом,— καιρος — определенное время, в какое пригодно или надлежит быть какому-либо делу или событию. Здесь Апостол имеет в мысли определенный момент явления Господня, как бы так: а относительно того, когда именно явится Господь, нет нужды писать вам. — Оба слова нередко стоят в Писании вместе ([[new:act:01:07|Деян. 1,7]]; [[old:dan:02:21|Дан. 2, 21]]; [[old:ekl:03:01|Еккл. 3, 1]]). Во множественном числе стоят они здесь, чтоб означить, как гадают, соприкосновенные явлению Господа обстоятельства, подготовительные к нему, для которых определены свои моменты, а прямее — по причине неопределенности дня и часа этого события. **Не требе писати** — не то значит, чтоб об этом совсем не нужно было говорить и знать, но что нет нужды писать к ним, нет нужды писать теперь снова, потому что об этом сказано им лично и они то знают. Знают же они то, что об этом никто ничего знать не может и, следовательно, что-либо определенное написать. Не видно, чтоб у солунян был об этом какой-нибудь спор или недоумение, или неправильное мнение. Напоминается, чтоб вывести урок о трезвении и бодрствовании и о том, чтобы ходити во свете упования. Апостол говорит как бы: нужно было в утешение вам написать об участи умерших в пришествие Господне, я и написал. Когда же будет самое пришествие, об этом не требуется писать вам. Ибо, как знаете, об этом ничего определенного нельзя сказать и пытать о том было бы пустое любопытство, не стоящее удовлетворения. Почему святой Златоуст, приступая к толкованию сего места, напереди ставит укор пытливости. «Ни в чьей, кажется, природе, говорит он, нет столько пытливости и жадности к знанию невидимого и сокрытого, как в человеческой. Это в ней обыкновенно обнаруживается тогда, когда ум еще несовершен и необразован. Так дети неопытные неотступно беспокоят и воспитателей, и наставников, и родителей множеством вопросов, в которых не содержится ничего, кроме, например: когда бывает то-то и когда — то-то? Это же случается и с возрастными от неги или от того, что они не имеют определенного занятия. Таким образом, ум наш сильно желает узнать и даже постигнуть многое, но особенно время кончины мира. И что удивительного, если это занимает нас, когда и самих святых Апостолов это всего более занимало? Так прежде страдания (Христова) они приступили ко Христу со словами: //рцы нам, когда сия будут? И что есть знамение Твоего пришествия и кончина века// [[new:mf:24:03|(Мф. 24, 3)]]? И после страдания и воскресения Его из мертвых также говорили Ему: скажи нам, //аще в лето сие устрояеши царствие Израилево// [[new:act:01:06|(Деян. 1,6)]]? — И ни о чем ином прежде не спрашивали Его. Но не так было после. Когда они сподобились Святого Духа, то не только сами не спрашивают, но удерживают от сего и других, страждущих таким неуместным любопытством. Послушай, что теперь говорит блаженный Павел: **а о летех и временех, братие, не требе есть вам писати**. //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **о временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия** **А о** годах **и временах**, братья, то есть когда настанет время этому и когда будет время антихриста, - **нет нужды **об этом** писать вам**. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **о временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия** Божественная благодать, хотя и может в одно мгновение человека очистить и совершенно освободить, начинает посещать уверовавшую душу постепенно, чтобы испытать произволение временами и сроками, сохраняет ли [человек] постоянно всецелую любовь к Богу, ни в чем не сочетаясь с лукавым советчиком, но всецело предавая себя одной лишь благодати. Таким образом, когда душа в продолжение времен и сроков оказывается благоискусною и благоугодною Господу, после многих испытаний ничем не огорчающей благодать, понемногу сама благодать Духа снова завладевает пажитью в душе и, по мере того как душа многие годы оказывается благоискусною и согласною с благодатью, до глубочайших ее составов и частей и помышлений пускает корни, пока вся душа, объятая небесною благодатью и оказавшаяся во власти духовной силы и воцарившаяся, не сможет целиком, полностью и совершенно изгнать наружу грех страстей и окончательно удалиться от греховной тьмы, когда, наконец, благодать воцаряется в самом сосуде, то есть во всем теле и душе. Значит, тот, кто после многих и долгих испытаний и трудов благоугодил Духу, вместе с тем прочно, и неколебимо, и твердо становится достойным Господа. //**Духовные слова.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 1-2 **о временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью** Христиане проводят свою короткую жизнь на земле, как бы находясь перед Страшным Судом Христовым. Вся история мира от начала до конца, от альфы до омеги – дар веры Христовой, и в этой вере содержится истинное знание смысла существования. Христианин, чувствуя себя вечным, еще на земле живет вечной жизнью, живет вечным и богочеловеческим во все дни, часы и минуты своей жизни. Каждый момент его жизни – крупица вечности, и все его существо связано с богочеловеческой вечностью Христовой. Нет сомнения, что начало и конец и все существующее между ними находится во власти Божией! Насколько человек возводит свой ум к Богу посредством веры, Святых Таинств и добродетелей, настолько тот преобразуется //в ум Христов// [[new:1kor:02:16|(1 Кор. 2:16)]], в соборный ум Церкви, и настолько ясным становится для него эта истина и все Таинства Божии, связанные с ней. Христианин живет в этом мире, но как находящийся перед Страшным Судилищем: он измеряет себя и каждый свой помысл, чувство, слово и дело мерилом Суда Христова. Он все оценивает и судит мерилом Страшного Суда. Мир, без всякого сомнения, движется к своему концу. Человеческому уму невозможно предвидеть или узнать время конца света. Необходимо, чтобы сбылось все, предопределенное Богом, и только тогда придет конец света, поэтому все человеческие домыслы о конце света всегда неточны: прежде всего никто из людей не знает и не может знать, сколько миллионов человеческих существ должно родиться на земле по предвечному замыслу Божию до того, как придет конец света. Каждое человеческое существо – такое таинство, которое от начала до конца ведомо только Богу. Мы, люди, подобны каплям огромного океана, берега которого не может узреть человеческий глаз. Поэтому и Бог Слово стал человеком, чтобы возвеличить человека, чтобы сделать его бесконечным и даровать ему посредством веры новое знание о мире и о своем предназначении. И мы, христиане, через веру в Богочеловека познаем смысл и конец мира и человека. Богочеловек даровал нам все необходимое для верного и безошибочного движения по дороге, ведущей к концу света, к Страшному Суду, ко Дню Господню. И мы знаем, что день пришествия Христова придет неожиданно, как тать в нощи. Почему так? Чтобы мы всегда были готовы и непрестанно бодрствовали. Да, во всю нашу жизнь в этом мире мы должны бодрствовать, горя негасимым огнем веры, любви, молитвы и остальных святых добродетелей, чтобы просвещенными достичь Дня Господня. Мы должны быть готовы к этому Дню! Христианин должен в этом мире каждый день своей жизни превращать в день Господень, исполняя его евангельской правдой, истиной, любовью и каждым евангельским совершенством. Только так последний и страшный День Господень будет не страшным, но радостным и блаженным. Последний день мира будет Днем Господним в полном смысле этого слова; он покажет, какими должны были быть дни человеческой жизни на земле. И Господь показал это Своей жизнью на земле. Каждый наш день, если он связан с Ним через Церковь, где совершаются Святые Таинства, и через евангельские добродетели, – это день Господень. Таким образом, наши дни становятся днями Господними, если в нашей жизни на земле мы всем своим существом живем в Господе, укрепляясь Святыми Таинствами и совершенствуясь евангельскими добродетелями. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **о временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия** Излишне и бесполезно знать //времена и сроки// конца ([[new:act:01:07|Деян. 1:7]]). Даже и апостолам Господь не открыл этого, когда они, подойдя, спрашивали Его. Но Павел из //неизреченных слов// ([[new:2kor:12:04|2 Кор. 12:4]]), может быть, мог знать и об этом. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **о временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность ", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** Устранив первое затруднение Ф-в Апостол переходит ко второму - вопросу о времени парусии. Сомневаясь в судьбе умерших до последней, и именно касательно их участия в блаженстве второго пришествия, Ф. с удвоенным нетерпением относились к факту замедления этого события, справедливо опасаясь, что и они могут оказаться среди "koimwmenwn". Ап., разъяснив первое затруднение, и сказав о том, что Господь придет, все же предупреждает Ф., что //"день Господень// (выражение из В. Завета; смотри у [[old:iol:02:31|Иоиля II:31]]; [[old:is:02:12|Исаии II:12;]] [[old:am:05:18|Амоса V:18,]] где день Г. = день суда) //придет, как тать ночью".// Здесь описание дня Г. сильно напоминает слова Самого Г. Христа - [[new:mf:24:43|Мф XXIV:43;]] [[new:lk:12:39|Лк XII:39]], а выражение akribwV, по-видимому, указывает на то, что учение Ап. //"о временах и сроках"// было основано на действительных словах Самого Господа, и было преподано со всею возможною обстоятельностью и подробностью (см. [[new:2sol:02:05|2 Фес II:5]]). //"Тогда внезапно постигнет их пагуба"//* - интересно здесь совпадение между словами Ап. Павла и Ев. Луки, которое вообще замечается между этими двумя писателями - сравни [[new:1sol:05:03|1 Фес V:3]] - [[new:lk:21:34|Лк XXI:34]], 36. Сравни также: [[new:1kor:11:23|1 Кор. XI:23-26]] - [[new:lk:22:19|Лк XXII:19-20;]] явление воскресшего Господа Петру [[new:1kor:15:05|1 Кор. XV:5]] - [[new:lk:24:34|Лк XXIV:34;]] //"награда - пропитание"// в [[new:1tim:05:18|1 Тим. V:18]] - [[new:lk:10:07|Лк X:7]] и [[new:mf:10:10|Мф X:10.]] //**Толковая Библия.**// [<10>]