[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:17 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **непрестанно молитесь** Для молитв и псалмопения, как и для многого другого, пригодно всякое время... Таким образом мы достигаем душевной собранности, когда, по вышесказанному, при всяком действии будем у Бога просить успеха в делании, воздавать благодарение Даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему. Ибо если не употребим при этом такого способа, то как может быть совмещено сказанное у апостола: **Непрестанно молитесь** и //занимались трудом и работою день и ночь// [[new:2sol:03:08|(2 Фес 3:8)]]? //**Пространные аскетические правила.**// См. также Толкование на [[new:1sol:05:16#svt_vasilij_velikij|1 Сол. 5:16]] ===== Свт. Афанасий Великий ===== **непрестанно молитесь** См. Толкование на [[new:1sol:05:15#svt_afanasij_velikij|1 Сол. 5:15]] ===== Свт. Тихон Задонский ===== **непрестанно молитеся** См. Толкование на [[new:lk:18:01|Лк. 18:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **непрестанно молитеся** И в других посланиях святой Павел заповедует //пребывать// [[new:rim:12:12|(Рим. 12, 12)]] и //терпеть в молитве, бодрствующе в ней// [[new:kol:04:02|(Кол. 4, 2)]], //всякою молитвою и молением молиться на всяко время духом// [[new:ef:06:18|(Еф. 6, 18)]]. Постоянству и неотступности в молитве научает и Сам Спаситель притчею о вдовице, неотступностию прошения умолившей неправедного судию ([[new:lk:18:01|Лк. 18, 1]] и далее). Видно, что непрестанная молитва есть не случайное предписание, а неотъемлемая черта духа христианского. Жизнь христианина, по Апостолу, //сокровенна со Христом в Боге// [[new:kol:03:03|(Кол. 3, 3)]]. В Боге и пребывать ему неотлучно должно вниманием и чувством, что и есть непрестанная молитва. С другой стороны, всякий христианин есть //храм Божий//, в коем //живет Дух Божий// [[new:1kor:03:16|(1 Кор. 3, 16]]; [[new:1kor:06:19|6, 19]]; [[new:rim:08:09|Рим. 8, 9)]]. Сей-то //Дух//, всегда в нем пребывающий и ходатайствующий, молится о нем всегда //воздыханиями неизглаголанными// [[new:rim:08:26|(Рим. 8, 26)]], научая его самого непрестанной молитве. Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу. Когда потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, совне действовавшая, чрез таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в коем существо молитвы. Оно обнаруживается в разных степенях и, как всякий другой дар, должно быть возгреваемо [[new:2tim:01:06|(2 Тим. 1, 6)]]. Возгревается же по роду своему: трудом молитвенным и, особенно, терпеливым и целесообразным пребыванием в молитвах церковных. Непрестанно молись, – трудись в молитве, – и приобретешь непрестанную молитву, которая сама уже станет совершаться в сердце без особых напряжений. Всякому очевидно, что заповедь святого Апостола не исполняется одним совершением положенных молитв в известные часы, но требует всегдашнего хождения пред Богом, посвящения всех дел Богу, всевидящему и вездесущему, возгреванием теплого к небу обращения умом в сердце. Вся жизнь, во всех ее проявлениях, должна быть проникнута молитвою. Тайна же ее – в любви к Господу. Как невеста, возлюбившая жениха, не разлучается с ним памятию и чувством, так душа, с Господом сочетавшаяся любовию, неотступно с Ним пребывает, теплые обращая к Нему беседы из сердца. //Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем// [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6, 17)]]. **//Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).//** ===== Сщмч. Петр Дамаскин ===== Ст. 17-18 **непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе** Так все люди должны благодарить Бога, по сказанному: **о всем благодарите**; отсюда и другое изречение апостола: **непрестанно молитеся**, то есть чтобы иметь памятование о Боге во всякое время, на всяком месте и при всяком деле. Так, если кто делает что-нибудь, то должен помнить о Творце предлежащей вещи, то есть если видишь свет – не забудь о Даровавшем его тебе; если видишь небо и землю, море и все существующее – удивляйся и прославляй Создателя; если надеваешь на себя одежду – познавай, чей она дар, и воспевай Промышляющего о твоей жизни. И просто: всякое движение да будет тебе поводом к славе Божией и вот – ты непрестанно молишься. От всего этого радуется душа, по слову апостола (См.: [[new:1sol:05:16|1 Сол. 5, 16–17]]), ибо памятование о Боге веселит ее, говорит святой Дорофей, приводя свидетельство Давида, который сказал: //помянух Бога и возвеселихся// [[old:ps:076:04|(Пс. 76, 4)]]. //**Творения. Книга первая.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **непрестанно молитесь** А чей ум, отрешившись от уз всяких плотских страстей, придет в твердое состояние спокойствия, чье сердце всею крепостью прилепится к одному верховному благу, тот в состоянии будет исполнить апостольскую заповедь: **непрестанно молитесь**. И еще: //на всяком месте... воздевая чистые руки без гнева и сомнения// [[new:1tim:02:08|(1 Тим 2:8)]]. Ибо, коль скоро сердечные помышления будут, так сказать, поглощены чистотою и из земных сделаются духовными и ангельскими, то что бы ни входило в них, чем бы они ни были заняты, молитва всегда будет чистейшею и искреннейшею. //**Собеседования.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **непрестанно молитесь** Брат сказал: «Прошу тебя наставить меня и относительно молитвы: как она отрешает ум от всяких помыслов». Старец ответил: «Помыслы суть помыслы о вещах, а из вещей одни - чувственные, другие же - умопостигаемые. Находясь в них, ум постоянно вращается в круге помыслов об этих вещах. Благодать же молитвы сочетает ум с Богом, и такое сочетание отделяет ум от всех помыслов. Тогда ум, нагим беседуя с Богом, становится боговидным. Став же таковым, он просит у Бога подобающего, и прошение его всегда достигает цели. Поэтому апостол и повелевает: **непрестанно молитесь**, - чтобы мы, постоянно сочетая ум с Богом, мало-помалу отторгли бы пристрастие к материальным вещам». //**Слово о подвижнической жизни.**// ---- Высочайшее состояние молитвы есть, говорят, то, когда ум во время молитвы бывает вне плоти и мира совершенно безвеществен и безвиден. Кто сохраняет такое состояние ненарушимым, тот воистину **непрестанно молится**. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **непрестанно молитесь** Апостол говорит здесь совсем не о молитве, изрекаемой устами, как и Христос глаголет: //«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Пославшего Меня»// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]] А поэтому тот, кто постоянно творит добро – либо совершая благодеяния, либо исполняя другие служения по Богу, тот и непрестанно молится. Ибо можно молиться и на ложе, и в пути, и за трапезой, и на рынке, и в любом месте. **//Вопросы и ответы.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **непрестанно молитесь** ... Поэтому, духовник, учи, советуй и побуждай кающихся и всех христиан всегда в своем сердце посредством вышеприведенной молитвы поучаться в имени Иисус Христове. Потому что эта умная и непрестанная молитва в сердце дана не только инокам и монахам, но и просто всем в мире христианам. Поэтому апостол Павел повелевает мирянам и говорит им всегда молиться: «**Непрестанно молитесь**», - потому что возможно для них всегда молиться: и когда работают, и когда едят и пьют, и когда находятся в своих домах, и когда находятся вне, и когда сидят, и когда идут. Если только пожелают оставить многословие и собрать свой ум в сердце. //**Руководство к исповеди.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **непрестанно молитесь** Но знаете ли вы, чем питается эта радость веры и как возрастает? Молитвой, непрестанной молитвой; поэтому необходимо исполнять евангельскую заповедь апостола Павла: непрестанно молитесь. Молитвой и через молитву нам дается с небес, от Воскресшего Господа радость страдать за Него, подвизаться, жить и умирать за Него. Зло этого мира противостоит всему Христову и без устали борется с ним. Как же нам, христианам, выстоять перед христоборческим злом и победить его, если не непрестанной молитвой? Ведь молитва есть главное наше оружие, которое вооружает нас сильной верой, надеждой, любовью, терпением, постом и истиной, так что мы становимся всесильными и со Христом побеждаем //начальства, власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной// (ср.: [[new:ef:06:12|Еф. 6:12]]). Посмотрите, сколько грехов существует в мире, сколько зла, сколько страстей! Поэтому непрестанно молитесь, чтобы Воскресший Господь даровал нам всепобеждающие силы, с которыми мы смогли бы одолеть все грехи, все зло и все смерти этого мира. Нас, христиан, в этом мире окружает множество смертей, и мы можем остаться в богочеловеческом бессмертии, только находясь в непрестанном общении с Единым Бессмертным, – и этого мы достигаем посредством непрестанной молитвы к Нему. Наша постоянная радость о Господе происходит от непрестанной молитвы ко Господу, а эта молитва откуда? От принуждения себя к ней до тех пор, пока Господь не даст нам Свою благодать, так что молитва станет радостной необходимостью, как дыхание. Господь дает благодать Свою по мере духовного подвига, совершаемого каждым христианином. Чем больше и усерднее принуждаешь себя к молитве, тем большую благодать даст Господь, и твоя молитва станет благодатной привычкой и постепенно превратится в твою вторую природу; и тогда сердце твое будет молиться и когда ты спишь, когда ходишь, сидишь, разговариваешь. Тогда и жизнь твоя станет непрестанной молитвой, и ты будешь жить молитвой, которая превратится во вседобродетель, непрестанно взращивающую в твоей душе все евангельские добродетели. Да будет известно вам и то, что без молитвы ни одна новозаветная добродетель не может совершиться и возрасти; через молитву добродетели и начинаются, и живут, и совершенствуются. Поэтому непрестанно молитесь. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Прпп. Варсонофий и Иоанн ===== **непрестанно молитесь** См. Толкование на [[new:1sol:05:15#prpp_varsonofij_i_ioann|1 Сол. 5:15]] ===== Блж. Августин ===== **непрестанно молитесь** Кто же познал, почему [псалмопевец] кричит? Он прибавил: //и пред Тобою все желания мои// [[old:ps:037:10|(Пс 37:10)]]. Не перед людьми ведь, которые сердца видеть не могут, а пред Тобою все желания мои. Пусть и твои желания будут пред Ним, //и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе// [[new:mf:06:06|(Мф 6:6)]]. Ибо молитва твоя - сами желания твои, и если постоянны желания, постоянна и молитва. Ведь не напрасно сказал апостол: **Непрестанно молитесь**. Неужели же мы непрестанно преклоняем колена, простираемся ниц и воздеваем руки, по слову его: **Непрестанно молитесь**? Или, если это называется молиться, мы, полагаю, не можем заниматься этим непрестанно. Но есть иная, внутренняя, непрестанная молитва. Это желание. //**Изъяснения Псалмов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-18 **непрестанно молитесь. За все благодарите** Апостол показал путь к постоянной радости, к непрестанной молитве и благодарению. Ибо, кто привык обращаться к Богу и благодарит Его за все, что послужило на пользу, – очевидно, тот будет иметь постоянную радость. **ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе** Как же будешь всегда благодарить? Если сознаешь, что в том воля Божия, чтобы всегда тебе быть благодарным к Нему, как всегдашнему благодетелю во Христе Иисусе, то есть чрез содействие Господа Иисуса. Ибо и Он Сам содействует нам в том, чтобы быть благодарными: Он научил нас делать то, чему мы научились из Евангелия. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **непрестанно молитесь** См. Толкование на [[new:1sol:05:16#magn_avrelij_kassiodor|1 Сол. 5:16]] ===== Авва Вениамин ===== **непрестанно молитесь** См. Толкование на [[new:1sol:05:16#avva_veniamin|1 Сол. 5:16]] ===== Иоанн Далиафа ===== **непрестанно молитесь** Почему [Павел] сказал: **непрестанно молитесь**? Пока [человек] является рабом, он вынужден усердно умолять. Когда же он Духом рождается в мир молитвы, то, становясь сыном Божиим, получает, словно наследник, права на наследство и ему [больше] не нужно просить. //**Послания.**// ===== Лопухин А.П. ===== **непрестанно молитесь** Здесь дается Ап. совет относительно непрестанной духовной молитвы, которая является естественным результатом того настроения, о котором речь идет в 16 ст. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:1sol:05:16#lopuxin_ap|1 Сол. 5:16]] [<10>]