[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:26 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **целуйте братию всю лобзанием святым** «О, какая теплота (любви)! Так как он, будучи в отсутствии, не мог сам приветствовать их лобзанием, то приветствует чрез других. Так и мы делаем, когда говорим: поцелуй за меня такого-то» (Златоуст). Любовь влечет ко взаимным объятиям и целованиям. Благодать Божия, изливаясь в сердца верующих, изливала в них любовь ([[new:rim:05:05|Рим. 5, 5]]),—и они все не намерением только и желанием любили друг друга, но носили в себе самую силу любви, живую и действенную, которая и влекла их друг к другу. Объятие и целование были внешним выражением внутреннего сочетания душ. Апостол же, кроме того, желал обнять и целовать солунян, как чад, рожденных его благовествованием ([[new:1kor:04:15|1 Кор. 4, 15]]). Не могши сам лично это сделать, он поручает то своим преемникам-пастырям, равно как и прочитать пред всеми сие послание. Можем вообразить эту умилительную картину, когда пастыри Солунской Церкви, собрав всех христиан воедино и прочитав пред ними послание, начали всех обнимать и целовать от лица Апостола. В других посланиях Апостол просит всех целовать //друг друга// [[new:rim:16:16|(Рим. 16, 16]]; [[new:1kor:16:20|1 Кор. 16, 20]]; [[new:2kor:13:12|2 Кор. 13, 12]]; [[new:1pet:05:14|1 Пет. 5, 14)]]. Может быть, это взаимное целование всех имело место и здесь от радости, что Апостол жив, помнит их и любит, и продолжает утверждать их в общении с Господом. Так бывает в светлое Христово Воскресение, во свидетельство общей всем единой радости о воскресении Христа Господа. Целовать заповедует Апостол **лобзанием святым**, таким, какое могут давать святые святым и какое прилично принимать святым от святых: в чистоте сердца, с почтительным отношением друг к другу, как к лицам, Бога в себе носящим. Или святым лобзанием он называет //лобзание любви//, как святой Петр ([[new:1pet:05:14|1 Пет. 5, 14]]), в противоположность лобзанию предательскому, каково было Иудино (Экумений). Святой Златоуст в этом слове Апостола видит побуждение для всех нас хранить взаимную любовь, которая делает нераздельными и разделенных пространством: «Сохраняйте и вы в себе огнь любви, ибо расстояние не составляет для нее препятствия; напротив, она наполняет собою все отделяющее ее (от любимого предмета) пространство и везде находится». //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **приветствуйте всех братьев лобзанием святым** Целуйте всех братьев лобзанием святой евангельской любви; поскольку жизнь в Церкви – всегда жизнь //со всеми святыми// [[new:ef:03:18|(Еф. 3:18)]], со всем святым и божественным. Мы, христиане, отличаемся от остальных людей своей святой жизнью, жизнью по Богу, жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем. На христианина всегда изобильно изливается благодать Божия и любовь Святаго Духа (см.: [[new:rim:05:05|Рим. 5:5]]). Эта святая любовь есть общая душа всех христиан. Центр и душа в святом теле Церкви – эта святая любовь, посредством которой возрастает наша вера. Или шире: Святый Дух есть душа Церкви; Он освящает все в Церкви: и нас, и все наше, поэтому для нас, христиан, все свято, если не изгоним мы из себя Святаго Духа, все освящающего. Ради молитв и подвигов Святый Дух изливает в наши сердца, во все существо наше святые Свои и освящающие силы, – мы любим ближнего святой любовью, которая никогда не иссякнет, поскольку она вечна, божественна и троична. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **приветствуйте всех братьев лобзанием святым** Так как он, будучи в отсутствии, не мог приветствовать их лобзанием собственных уст, то желает приветствовать чрез других, как и мы говорим: поцелуй за меня такого-то. А так как бывает и лукавое целование, как целование Иуды, то он говорит:// лобзанием святым//. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-27 **приветствуйте всех братьев лобзанием святым. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям** Кому адресованы эти стихи - всей Ф. церкви, или же одним пресвитерам? Выражение to filhma agion, по-видимому, указывает на личную встречу, и личное сношение, а потому может ограничивать собою выражение //"все братья"//. Но все же лучше думать, что эти стихи адресованы всей церкви вообще. Выражение to filhma agion здесь едва ли относится к литургическому обряду лобзания. Но в посланиях Ап. это лобзание, с прибавлением эпитета "//святое//", встречается часто; смотри: [[new:rim:16:06|Рим XVI:16;]] [[new:1kor:16:20|1 Кор. XVI:20;]] [[new:2kor:13:12|2 Кор. XIII:12,]] а также [[new:1pet:05:14|1 Пет. V:14]]. Первое упоминание "лобзания" в смысле литургического обряда находится у Св. Иустина Мученика в его "Апологии" (1 Ап. 65). - //"Заклинаю"// - enorkizw - здесь интересна перемена 1-го лица множ. ч., вообще принятого в послании, на 1-е л. единст. ч. (сравни [[new:1sol:02:18|II:18]] и [[new:1sol:03:05|III:5]]). Объяснения этой перемены и связанной с нею силы выражения (усилительное местоим. 1-го лица ед. числа) следует искать не в каких-нибудь разногласиях между паствой и пресвитерами или же христианами из Иудеев и христианами из язычников (мнение Гарнака о нем ниже), а скорее в опасении Ап. П. касательно возможного злоупотребления его именем и авторитетом. Отсюда его желание чтобы послание было прочитано громко и публично (anagnwsqhnai), во избежание всяких недоразумений и перетолкований. //**Толковая Библия.**// [<10>]