[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:28 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь** Таково заключительное благожелание, равно как и — **аминь**, подтверждающий сие молитвенное благожелание, — во всех посланиях святого Павла с малыми отличиями. И в начале послания желает благодати, и в конце, потому что она есть начало и конец в деле нашего спасения; всегда и во всем нужна столько, что без ней никто ничего не может сделать достойного Христова царствия. Как сынами царствия люди становятся чрез новое благодатное рождение, так жизнь и деятельность их по духу сего царствия могут быть устрояемы только благодатию же. Христианин, сын царствия, благодатный - одно и то же. Как, напротив, безблагодатный — уже не христианин и не сын царствия. Пиша к христианам, Апостол писал к облагодатствованным. Если желает им благодати, то в той мысли, — да сохранится, да приумножится, да возрастет. Лучшего благожелания для христиан быть не может. Где благодать Христова, там и все блага Христовы. — С другой стороны, желание благодати есть напоминание о долге исполнять условия, под коими благодать вселяется в сердца верующих и пребывает в них. Будь сам верен благодати, и благодать никогда не отступит и не оскудеет. В сем отношении Апостол как бы говорит солунянам: «Постарайтесь привлечь себе обильнейшую благодать, живя достойно того, что уже даровано вам» (Феофилакт). «Сия же благодать да хранит и нас от всякого пути неправого; да живем во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (Он же). //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь** Благодать есть соборное название всех спасительных сил, исходящих от Спасителя Христа и почивающих на всех спасенных. Благодать Господа Иисуса Христа есть, конечно, всеобщая сила, в которой заключены все силы спасения. В действительности мы спасаемся благодатью, которая устрояет спасение всех спасенных. Если одним словом выразить все Евангелие спасения, то этим словом будет благодать. В благодати заключено все спасение. И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – //благодатью вы спасены// [[new:ef:02:05|(Еф. 2:5)]]. Спасение состоит из двух богоданных стихий: //из благодати Спасителя и веры нашей// (см.: [[new:ef:02:08|Еф. 2:8]]), поскольку вера есть в конечном счете дар Духа Святаго (см.: [[new:1kor:12:09|1 Кор. 12:9]]; [[new:ef:02:08|Еф. 2:8]]). Подводя итог всему благовестию спасения, обращенному к вам, фессалоникийцам, моей последней фразой будет: Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь, поскольку в ней заключен весь Господь и Спаситель, весь богочеловеческий подвиг спасения. Аминь. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами: Аминь** Все блага, говорит, Он даровал нам. Итак, постарайтесь привлечь себе обильнейшую благодать, живя достойно того, что уже даровано вам. Сия же благодать да хранит и нас от всякого пути неправого; да живем во славу Отца и Сына и Святого Духа. Ему подобает всякая слава во веки. Аминь. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь** Послание оканчивается приветственным благословением, которое, может быть, было написано рукою самого Ап. Павла. Оно содержит в себе характерное выражение Ап. - cariV. По форме своей эти приветствия Ап. П. очень разнятся. Одни отличаются длиннотою [[new:2kor:13:13|(2 Кор. XIII:13)]], другие же, наоборот, краткостью ([[new:1tim:06:21|1 Тим. VI:21)]]. Приветствия эти были усвоены христианскими писателями Ап. века (напр. Св. Климентом и Ап. Варнавою), а затем перешли в богослужебное употребление в церкви. //**Толковая Библия.**// [<10>]